Раздел Авто
20 июня 2011, 08:44

Toyota Tundra: по прямому назначению

Можно долго сетовать по поводу того, что к нам официально не возят тот или иной автомобиль. Но в штаб-квартирах московских дистрибьюторов тоже не дураки сидят.

Их мудрость, а также жадность не позволяют ввезти в страну тысячи экземпляров модели, чье будущее на нашем рынке выглядит хоть немного туманным. Понятна логика официалов и в отношении пикапов — предлагать покупателю этакий усредненный вариант, по возможности на все случаи жизни: дизельный двигатель, четырехдверная кабина, полный привод, механическая коробка.

Несмотря на то, что в последнее время наметилось некоторое разнообразие: все больше моделей предлагаются с автоматическими трансмиссиями, фольксвагеновский Amarok в базовой комплектации имеет лишь задний привод, а Great Wall давно уже портит статистику маломощными бензиновыми двигателями — все официально продаваемые в России пикапы принадлежат к одному классу (компактному), и по большому счету все под одну гребенку.

Меж тем, появляется все больше людей, желающих иметь большой, полноразмерный пикап, отвечающий их, зачастую специфическим, запросам. Благо на этот случай есть «серые» дилеры и североамериканский рынок — изобилующий огромными машинами данного типа, которые предлагаются в самых разнообразных версиях и комплектациях.

Брутальный Ram (ныне пикапы «Доджа» выведены в отдельный бренд) занимает в такого рода поставках лишь третье место, уступая «Форду» серии F, а лидирует — Toyota Tundra. До определенной степени популярна эта модель и в Екатеринбурге. С одним таким автомобилем нам удалось познакомиться поближе.

Если смотреть в фас, а тем паче стоять рядом с огромным капотом, автомобиль действительно производит впечатление гиганта...

...но в профиль Toyota Tundra благодаря короткой кабине и округлым формам кажется меньше, чем она есть на самом деле.

В наши руки попала самая короткая версия. Однако ее длина 5329 мм, что на 74 мм больше, чем расстояние от бампера до бампера другого тойотовского пикапа, поставляемого к нам официально, — «Хайлакса». Причем внешне Hilux производит впечатление длинномера.

Что касается длины грузового отсека, то среди «официальных» пикапов «Тундре» и вовсе нет равных — без малого два метра. Тот же Hilux имеет длину кузова 1547 мм, вместительный Amarok немногим больше — 1555 мм. А ведь при желании можно привезти «Тундру» и с 2,5-метровым кузовом.

Вот так должен выглядеть грузовой отсек пикапа-работяги.

По поводу пикапов у нашего электората бытует множество стереотипов, вроде тех, что «пикап — машина для фермера», «для тех, у кого киоск», «зачем вообще пикап в городе?» и так далее. Недавно к ним прибавился еще один: «Большие, дорогие пикапы «Made in USA» («Тундру» собирают на заводах в Индиане и Техасе) покупают для того, чтобы покрасоваться (читай попонтоваться), а по прямому назначению используют редко».

Может, оно и так. Тем более, что красоваться в той или иной степени свойственно всем людям. Но владелец этой «Тундры» — человек, увлеченный мотоциклами и вообще мототехникой. Кроме спортивного квадроцикла, принимавшего участие в нашем репортаже, у него есть: кроссовый мотоцикл, тяжелый эндуро, снегоход и гидроцикл — одним словом, грузовой отсек не пустует.

А учитывая, что автомобиль имеет простую комплектацию: черные корпуса зеркал и ручки дверей, тканевая обивка сидений, одинарная кабина наконец — понимаешь, что не стояло задачи и попонтоваться.

На фаркоп квадратного сечения насаживается специальное приспособление с проушиной под трубу, затем на трубу надеваются трапы — сходни готовы. Вся конструкция самодельная. Самое интересное, что два крепких мужика могут и безо всяких приспособлений загрузить в кузов этот квадроцикл, поочередно закидывая переднюю и заднюю ось. Другое дело, если ты один, а кататься хочется.

В кузове есть петли, за которые квадрик фиксируется ремнями.

Toyota — первая из японских компаний — покусилась на святую для американцев нишу полноразмерных пикапов, выпустив в 1999 году «Тундру» первого поколения. Нынешняя Tundra второго поколения, производящаяся с 2007 года, не только габаритами и оснащением соответствует большим «американцам», но и внешне очень похожа на штатовские траки.

Массивный хромированный бампер и толстый-толстый слой хрома на решетке радиатора. Причем перевернутая трапеция решетки вкупе с зауженными хищными фарами напоминает... Ram! Даже линия фар занижена относительно линии капота очень по-рэмовски. Дизайн первого поколения японского пикапа был, конечно, по-своему самобытней, но уж больно неказистый.

Оригинально смотрится рифленая пластиковая накладка на верхней части хромированного намордника. А вот есть ли в ней какой-то практический смысл или она сугубо для красоты — осталось загадкой.

Разгуляться дизайнерской мысли на корме пикапа проблематично, но и здесь все весьма неплохо. Рельефные задние фонари, заходящие на боковины кузова, и опять же отполированный до зеркального блеска хромированный бампер. Если бы не российские номера, то, глядя на этот снимок, легко можно было бы представить, что сделан он где-нибудь в Оклахоме.

Под стать вкусам американской публики и линейка моторов. Дизельных двигателей нет, 4.5-литровый дизель от двухсотого «Ленд Крузера» только планируют устанавливать на «Тундру». В перспективе выпуск и гибридных версий, но пока неясно, будет ли это дизель-электрическая силовая установка или в паре с электромотором будет трудиться бензиновый двигатель.
Самый скромный из моторов «Тундры» — четырехлитровый V6. Оснащенный системой изменения фаз газораспределения DVVT-i, он выдает 270 л.с. и 377 Нм крутящего момента. Далее идет 4.6 V8 — 310 л. с. и 443 Нм.

А под капотом нашего подопечного стоит самый большой и, как следствие, самый мощный двигатель подразделения Toyota. Объем этого монстра 5.7 л (прямо как у знаменитого джиэмовского small-block). Помимо «Тундры» его устанавливают на соплатформенную «Секвойю», а также на Lexus LX 570.

386 лошадиных сил и 544 Ньютон крутящего момента способны разогнать пикап снаряженной массой 2,3 тонны до 100 км/ч за 6,4 секунды!

Есть еще Toyota Tundra, доработанная подразделением TRD (Toyota Racing Development), которая благодаря компрессору Eaton и измененному выпускному тракту выдает 511 л. с. и 746 Нм. Разгон этого автомобиля до 96,56 км/ч (60 миль/ч) занимает 4,4 секунды! Поскольку на все детали TRD распространяется заводская гарантия — Toyota Tundra TRD преподносится как серийный пикап, если с этим согласиться, получается, что Toyota Tundra — самый динамичный серийный пикап в мире!

Наклейка TRD есть и на нашей машине, но в данном случае доработке подверглась подвеска — клиренс увеличен на 70 мм.

Американский дух царит и в салоне. И это хорошо. Селектор коробки передач по традиции находится на рулевой колонке, потому посадочных мест — три! А учитывая ширину машины и приличную длину подушек кресел, эти три посадочных места легко можно использовать как одно спальное.

Между задней стенкой и спинками сидений приличная ниша.

Черное дно колодцев приборных шкал на серебристом пластике выглядит простовато, но хуже то, что показания второстепенных приборов очень плохо читаются.

6-ступенчатая АКПП имеет ручной режим, а также режимы подъема/спуска и буксирный. Кнопки, активирующие режимы, находятся непосредственно на рычаге.

Некоторые эргономические решения вызывают вопросы — климат раздельный, но без указания температуры. Впрочем, укажи интерьерщики температуру, она наверняка была бы по Фаренгейту. Две крутилки отвечают за температуру, а управление скоростью вентилятора как бы вынесено за пределы центральной консоли, тут же тумблер, отвечающий за режимы полного привода, — непривычно и несимметрично. Зато есть особый кайф в том, что все кнопки и рукоятки сделаны огромными, берешься за них и понимаешь — большая машина.

Если сложить спинку центрального сиденья, на ее тыльной стороне обнаружится ниша для мелочовки, подстаканники и даже пара бардачков, а водительское место после такой трансформации будет напоминать кокпит.

С помощью подножки и поручня на передней стойке запрыгивать на сиденья очень легко. В салоне (или в кабине?) просторно, и во всем чувствуется мощь и основательность. Широкая передняя панель, широкие сиденья. Водительское, кстати, не регулируется по высоте, но этот недочет легко простить, учитывая бюджетность комплектации и практически оптимальное положение кресла.

Подрулевую кочергу на себя и, глядя на индикацию, расположенную на шкале тахометра, вниз до «драйва». Tundra горит желанием тронуться на холостых. Американцы давно поняли: бензиновый двигатель большого объема не только обладает сопоставимой с дизелем тягой, но и выдает ее в широком диапазоне оборотов, в отличие от типичного дизельного мотора, тянущего на низах.

Однако хитрые двойные турбины и турбины с изменяемой геометрией помогли современным дизельным двигателям расширить полку крутящего момента до недостижимых ранее широт, попутно нарастив крутящий момент — но любовь к бензиновым мастодонтам осталась!

Разгоняется Toyota Tundra напористо, как тепловоз. О том, что снаряженная масса достаточно велика, вспоминаешь только в момент торможения, особенно если дело происходит на грунте, пикап легко пролетает несколько лишних метров вперед.

Первые минуты за рулем ошеломили: этот грузовичок, оказывается, крайне мягок и тих! Очень комфортная плавность хода, а под капотом шепчет достойный «Лексуса» мотор. С ростом скорости голос мотора все же начал пробиваться через не лексусовскую шумоизоляцию, но это сущие пустяки. Другое дело, что при динамичной езде подвеска перестала успевать отрабатывать неровности.

И несмотря на признания хозяина «Тундры» в том, что он любит ходить на ней «на дальняк», затея эта кажется малопривлекательной. Вертикальные колебания и тряска велики даже на относительно ровных загородных трассах.

Большой пикап отлично откликается на повороты большого рулевого колеса, что в совокупности с мощным мотором подстегивает ехать быстрее.

Большой пикап отлично откликается на повороты большого рулевого колеса, что в совокупности с мощным мотором подстегивает ехать быстрее.

Впрочем, чего ожидать от грузовика с рессорной задней подвеской, который и не чувствует, что у него в кузове квадроцикл? Все правильно... Но Hilux, оснащенный аналогичной по конструкции подвеской, на нашем тесте ехал лучше! Российские настройки? Зимние шины? Возможно. А возможно и то, что Tundra более тяжелый пикап и рассчитан на большую загрузку! Паспортная грузоподъемность «Хайлакса» 830 кг, а «Тундры» — аж... 825 (?!).

Да, тех. характеристики выдают именно такую грузоподъемность, некоторые источники даже 815. Понятно, что в пикап, подобный «Хайлаксу», можно загрузить и тонну, и две, а в «Тундру» с дуру и все три, но все равно странные какие-то характеристики. Понимают это и «серые» дилеры и, немного смущаясь, предлагают установить на заднюю ось дополнительные пневмоподушки, увеличив тем самым грузоподъемность до 1200 кг.

На заднем приводе Tundra горазда «помести хвостом». Система курсовой устойчивости есть даже в базовой комплектации. Этот факт в свое время помог «Тундре» получить четыре звезды по американской методике краш-тестов NHTSA. Система стабилизации не отключается полностью, но и не спешит вмешиваться в безобидных ситуациях. В нашем же случае основной сдерживающей силой был квадроцикл, который ходил ходуном на собственной подвеске, натягивая крепежные ремни.

Наш экземпляр оснащен полным приводом Touch Select (встречаются и заднеприводные версии). Тумблером на панели можно выбирать: заднеприводный режим, полноприводный с автоматическим подключением передних колес и полноприводный с понижающей передачей.

Кроме того, на заднем мосту стоит самоблокирующийся дифференциал, а электроника подтормаживает буксующие колеса. Так что с диагональным вывешиванием, возникшим было в момент съезда с дороги на поле, Tundra справилась легко. Надо бы поискать что-нибудь посерьезней.

Можно попробовать въехать на придорожный овраг, в высокой траве которого уже пасется сгруженный квадроцикл. Полный привод в таком случае лучше задействовать сразу. Передок подключается и на ходу, но электроника электроникой, а на сочной молодой травке сцепление покрышек оставляет желать лучшего, так что не будем насиловать противобуксовочную систему.

Трудности возникли только в момент разворота на косогоре, для того, чтобы встать лицом....

... к квадроциклу. Центр тяжести пикапа расположен высоко, уклон приличный, а опрокинуть чужую машину не хочется.

Хорошо. Но экшена маловато, а кругом, как назло, комфортно и сухо. Впрочем, есть у нас в запасе один спецучасток — грязевое месиво, чередующееся лужами, которые не успевают высохнуть даже за несколько солнечных дней.

Благодаря солидной массе аквапланирования не возникает — даже залетев в большую лужу, Tundra не перестает слушаться руля.

В глубокой грязи машину все же немного бросает из стороны в сторону. Временами Toyota сбавляет ход, но, пробившись через грязевое месиво до очередной лужи, снова набирает скорость, затем колеса вновь упираются в вязкую кашу. Противобукс трещит вовсю, а вот голос мотора практически спокоен. Остановила же могучую «Тундру» только волна жижи, сделавшая лобовое стекло непрозрачным — включить дворники сразу не догадались, а искать нужный рычаг, двигаясь вслепую, не стоило. Кстати, тронуться с места потом удалось без проблем.

Достойная проходимость, достойная... да, грузоподъемность тоже достойная, вместительный салон, даже с короткой кабиной. Брутальная и одновременно симпатичная внешность. Тойотовско-техасское качество сборки. Чего еще желать? Возможно, меньших эксплуатационных расходов? Извольте.

Ушлые «серые» дилеры позиционируют «Тойоту Тундру» не только как автомобиль на каждый день и на все случаи жизни, но и как крайне практичное и выгодное в эксплуатации транспортное средство. Понятно, что дилерами в этот момент движет чувство наживы, но в любом случае их доводы на этот счет весьма любопытны.

Во-первых, топливо. Как и большинство автомобилей американского рынка, Tundra довольствуется бензином с октановым числом 92. Кому такой «экономии на спичках» недостаточно, переводят свои полноразмерные пикапы на газ. Да, еще пользуются дисконтной картой.

Эту «Тундру» на газ не переводили, ее хозяина и так все устраивает. По трассе получается 14 литров, по городу летом 24-25 (но это как на педаль жать, конечно), зимой, на полном приводе да с прогревами — от 30.

Во-вторых, по документам такие пикапы проходят как грузовики, потому их растаможка обходится почти вдвое дешевле, а транспортный налог ниже втрое — очень кстати для автомобиля с несколькими сотнями лошадиных сил! Владелец этой «Тундры» платит за нее, как за «Газель», порядка 12 000 рублей. Причем если полная масса ниже 3,5 тонн (как в нашем случае), в правах достаточно категории «В». Здорово! Особенно если учитывать, что приобретаешь практичный внедорожник и мускулкар в одном флаконе.

Что касается цены, данный автомобиль, выпущенный в 2007 году и пробежавший на момент покупки около 30 000 миль, с доставкой и растаможкой обошелся в 1 300 000.

Toyota Tundra 5.7 DVVT-i
Двигатель бензиновый,
с распределенным впрыском
Число и расположение
цилиндров
8, V-образно
Рабочий объем, см³ 5663
Макс. мощность,
л.с./об./мин.
386/5600
Макс. крутящий момент,
Нм/об./мин.
544/3600
Привод полный, с автоматически
подключаемой передней осью
Коробка передач 6-ступенчатая автоматическая
Передняя подвеска независимая, пружинная,
на двух поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая, рессорная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Максимальная
скорость, км/ч
160 (ограничитель)
Время разгона
0–100 км/ч, с.
6,4
Размеры, мм
длина 5329
ширина 2030
высота 1920
колесная база 3220
дорожный просвет 259
Снаряженная масса, кг 2334
Шины 255/70 R18
Грузоподъемность, кг 825
Расход топлива,
л/100 км
городской цикл
загородный цикл
смешанный цикл 14,7
Емкость топливного
бака, л
100


За автомобиль для теста благодарим его владельца — Романа.

Автор: Константин Георге,
Фотограф: Николай Ковалевский.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.