Работа инкассатора всегда была опасной. На обозы с пушниной налетали кочевники, а караваны с шелками и специями стороной обходили земли воинствующих махаджиров. А уж кареты с королевской казной и вовсе постоянно подвергались налетам лесного рэкета и прочих Робин Гудов. С тех пор техника и вооружение сильно изменились, однако риск и опасность остались теми же.
Первая организованная инкассаторская служба в нашей стране появилась при Госбанке еще в 1939 году. В перевозчики наличности, облигаций и «очень важных бумаг» брали только физически подготовленных молодцов, вооружая их их до зубов. Тогда же появилась необходимость в использовании бронированных автомобилей.
Не секрет, что инкассаторская машина имеет отличие от обычной, гражданской. Автомобиль обшит бронекапсулой, а внутри располагается специальное оборудование. В комплекте все эти средства защиты значительно повышают вес автомобиля.
К примеру, оборудованный Ford Transit Van весит почти четыре тонны. Против гражданской версии весом в 2 800 кг.
Соответственно управлять такой махиной ой как нелегко. Поэтому водители-инкассаторы должны раз в несколько месяцев проходить специальное обучение по контраварийному вождению и совершенстовать свои навыки. Тренировки для служб инкассации проводит «Центр повышения водительского мастерства» по программе Эрнеста Цыганкова. ФСБшников, например, учат по его же программам. Да и для многих гонщиков первая ступень — «вождение по Цыганкову».
Преподаватели центра перед тренировкой проводят
Водитель-инкассатор должен знать, как предотвратить опасную ситуацию.
Только после инструктажа водители допускаются на площадку, где им предстоит заново отработать необходимые навыки вождения. Уже с учетом специфики автомобиля и работы.
Для начала водители учатся чувствовать свою машину. По словам одного из инструкторов, очень важно, чтобы машина ехала на максимальном крутящем моменте. Привычка ездить на повышенной передаче, которая есть у многих водителей, здесь не поможет.
Инкассатор должен предвидеть, как его машина поведет себя на разном дорожном покрытии. Поэтому такие тренировки проводятся как минимум раз в сезон.
Особое внимание уделяется навыкам ухода от погони, поворотам с учетом скорости и выбора правильной траектории. Если взять неверный курс, не точно рассчитать скорость, особенно по снегу или скользкой дороге — запросто можно вылететь с дороги. Не забываем о весе машины!
Важный этап занятий — объезд препятствий. Препятствия надо уметь прогнозировать. Минимум для этого — выбор правильного скоростного режима и концентрация на дороге. Задача водителя-инкассатора довезти груз вовремя и в сохранности, а для этого нужно пристальное внимание.
На занятии инструкторы рассказывают в качестве примера один показательный случай. На оборудованном тяжелом фургоне водитель заехал в поворот на скорости большей, чем было обозначено. И вроде бы все делал правильно, но машина поехала в сугроб. Надо бы нажать на тормоз, а он испугался, да так и давил на газ. А ошибка была всего лишь в том, что руль нужно было вернуть в прямое положение.
С моментом «внутреннего ступора» инструкторы борются. Даже имея за плечами
Особое внимание уделяется психологической подготовке. Если инкассаторская машина оказывается заблокирована злоумышленниками, водитель должен таранить препятствие. Риска для здоровья практически нет, ведь машина обшита броней. А инкассатор не должен бояться, ведь такая у него работа.
Проводятся специальные упражнения на развитие переферического зрения и использования всех возможностей бокового обзора. Водителей учат наблюдать за обстановкой и замечать, какие вещи могут быть опасны.
Навыки безопасного вождения отрабатываются с учетом городского режима движения: плотность потока, построение «бампер в бампер» и определение дистанции. В городе водитель-инкассатор должен ездить максимально технично, ему нельзя попадать в аварии. Везущий ценный груз водитель должен быть более безопасным, чем простой гражданский автомобилист. Потому что он — инкассатор, он на службе.
Водители-инкассаторы тренируются с большим удовольствием и выносят с занятий максимум опыта, который пригождается и в обычной жизни.
После обучения водители-инкассаторы раз в несколько месяцев проходят тестирование на актуальность навыков защитного вождения. На полигоне все так же ставятся конусы, фигуры и моделируются опасные ситуации. Сдавший тестирование водитель получает продление допуска к перевозке ценных грузов. Теперь можно быть уверенными, что наши с вами ценности перевозятся безопасно.
Анастасия Вяткина специально для 66.ru
Внутренний фотобанк компании; 66.RU