Раздел Авто
2 февраля 2011, 14:00

Subaru Impreza XV: Малой кровью

В 20-30-х годах прошлого века во многих армиях мира получили распространение сверхмалые танки — так называемые танкетки.

Subaru Impreza XV позиционируется как кроссовер, но внешне мало похожа на автомобили данного класса — ростом не вышла. Если провести аналогию с танкетками, то Импрезу XV смело можно назвать «кроссоверка».

В попытке завоевывать свою часть рынка компактных кроссоверов многие автопроизводители кинулись в спешном порядке создавать такого рода машины на платформах «стандартных» кроссоверов или наращивать клиренс и высоту кузова платформам легковых автомобилей. Компания Subaru и тут пошла своим, оппозитным, путем.

Во времена танкеток в Красной армии был популярен лозунг: «Бить врага малой кровью и на чужой территории». Территория теперь и вправду чужая, здорово увеличившееся в размерах третье поколение «Форестера» на роль «компакта» уже не подойдет. Однако по настоящему крупномасштабная битва за этот кусок пирога еще только разворачивается. Число претендентов растет с каждым годом, многие из них полны решимости, хорошо подготовлены и вооружены.

В этой битве специалисты Fuji Heavy Industries решили обойтись малой кровью, то бишь финансами. Создавать новый кузов, пусть и на уже существующей платформе, они не стали. Взяли «Импрезу» хетчбэк и ограничились, по сути, рестайлингом, который и глубоким-то не назовешь. С новым именем для модели тоже не заморачивались, добавили только аббревиатуру XV — cross vehicle (почему cross начинается на Х, — загадка).

Интересно, что наши покупатели упорно кличут машину «пятнадцатой», принимая латинские буквы за римские цифры.

Изменений во внешнем дизайне минимум: на крыше релинги, по кругу обвес из черного пластика…

…иные бампера: задний украшен пусть и не настоящим, но эффектным диффузором, да накладка на пятую дверь, которая визуально делает хетчбэк более универсалистым.

Что касается технических изменений, то их тоже немного, и главное их них — это увеличение дорожного просвета. XV по сравнению с обычными «Импрезами», которые с осени 2010 года в России больше не продаются, приподнялся над дорогой на 30 мм, что в сумме составило 185 мм. Немного. Есть, конечно, Skoda Yeti, у которой просвет еще на полсантиметра ниже, но это утешает слабо.

Увеличение просвета повлекло за собой и пересмотр настроек подвески. Так, например, амортизаторы и сайлент-блоки стали жестче, а диаметр стабилизаторов поперечной устойчивости увеличился. Кузова «Импрез», да и вообще Subaru, всегда отличались повышенной прочностью, так что дополнительно усиливать основной элемент конструкции автомобиля не пришлось. Тем более что и на обычных «Импрезах» передняя и задняя подвески крепятся к кузову через подрамники.

Интерьер, ставший для Subaru уже классическим, выглядит мрачновато из-за вставок под титан вместо вставок под алюминий, но есть в нем что-то брутально-спортивное. Повсюду пластик типа soft look — мягкий на вид.

Достаточно просто положить руки на руль стоящего неподвижно автомобиля, чтобы получить приятные ощущения, в данном случае тактильные: мягкая кожа, ухватистый обод большого сечения. Во время движения к ним добавится еще и сочная тяжесть реактивного усилия. Эту идиллию немного портят шершавые кнопки системы hands free, будто заимствованные от другой машины.

Приборы и органы управления без изысков, но и без изъянов. Все понятно и привычно, а «нормальный» рычаг ручника после всех этих педально-электронных инноваций, с которыми то и дело приходится сталкиваться на наших тестах, вообще приводит в восторг!

Этих изменений недостаточно для того, чтобы гордо именоваться кроссовером? Возможно. Хотя есть ли вообще у данного типа автомобилей определение? Меж тем, когда сплошь и рядом кроссоверы стандартного роста предлагают своим клиентам в базовой (и не только) комплектации привод на одну ось, приземистая Impreza в любой версии щеголяет полным приводом.

И если на моделях с автоматической коробкой крутящий момент на заднюю ось передается с помощью электрогидравлической муфты, которая при любом раскладе оставляет задним колесам не менее 5% тяги — что в принципе дает право считать его постоянным полным. То на машинах с механикой устанавливают симметричный межосевой дифференциал с вискомуфтой, да еще и демультипликатор. Постоянный полный привод — честнейший!

Передние сиденья от «Импрезы» WRX смотрятся здорово и обладают хорошей боковой поддержкой, вот только спинка в районе поясницы провалена, а поясничный подпор не предусмотрен в принципе. На задних сиденьях достаточно места и по длине и по высоте, особенно если учитывать, что это автомобиль гольф-класса. Замечаний два: отсутствие подлокотника и низко расположенная подушка — колени находятся высоко, и в дальней дороге рослому человеку придется не сладко.

«Понижайка» не особо понижает, ее передаточное отношение всего 1,45, но субаристы в нее верят, а вера, как известно, может двигать горы, не говоря уже про кроссовер. Нам досталась «Импреза» с АКПП и, следовательно, без демультипликатора. Но это не повод отказаться от проверки ее тяговых и внедорожных возможностей, потому экипаж танкетки, пардон, кроссоверки, решает занять стратегическую высоту.

За шильдиком Symmetrical AWD на автомобилях Subaru может скрываться как симметричный, так и несимметричный дифференциал, а также электрогидравлическая муфта — главное, что конфигурация привода симметрична относительно продольной оси автомобиля.

Высота эта находится на холме в районе города Арамиль, к ней ведет пропаханная бульдозером траншея, глубина которой иногда доходит до боковых стекол «Импрезы». Внутри траншеи наметенные ветром сугробы разной глубины и протяженности. Вперед!

Муфта в положение 50/50 замыкается быстро, а в случае троганья автомобиля с места — даже не дожидаясь пробуксовки. Потому недостатка в полном приводе не ощущалось. Но особенно хочется похвалить систему VDC, объединяющую системы контроля тяги и курсовой устойчивости.

В глубоком снегу, когда колеса начинают буксовать, VDC не отрубает тягу двигателя мгновенно, как это происходит на некоторых машинах, а плавно ее снижает. И даже когда кажется, что дроссельная заслонка уже совсем прикрыта, колеса продолжают ворочаться в снегу, постепенно обретая сцепление. Результат: Impreza одолела всю траншею и смогла немного вклиниться в «непаханую» целину. Неплохо для автомобиля, который в прошлом был полноприводным хетчбэком.

Последние метры по целине прокладывали в три приема и с разгона, но таким образом, чтобы вернуться назад. Наверное, можно было пробиваться так и дальше, но тестовый автомобиль еще не до конца прошел обкатку, зачем мучить. Колеса вывернули уже потом — для красоты.

Этот снимок сделан во время второго, показательного, заезда на холм. По своим колеям Subaru Impreza XV взбежала на него играючи!

Правда, такой трансмиссией и VDC могла похвастаться и обычная «Импреза»... Так ли уж велика заслуга добавленных буковок XV?

Ну, три дополнительных сантиметра дорожного просвета в глубоком снегу далеко не лишние. Да и скругленный в нижней части передний бампер в этой ситуации тоже предпочтительней, чем работающий, как бульдозерный нож, аэродинамический фартук.

Так что без помощи пакета cross vehicle здесь не обошлось. Пригодился он, и когда задним ходом спускались вниз. В одном месте траншея делала крутой поворот, снега там было особенно много, и нас периодически стаскивало то к одной, то к другой стенке, так что пластиковые накладки на крыльях пришлись весьма кстати.

Поджарая задняя часть «Импрезы» выглядит интересней и динамичней, чем носатый передок.

На асфальте Impreza XV ведет себя в лучших традициях Subaru. Плотная энергоемкая подвеска выравнивает дорожное полотно, а руль наливается спортивной тяжестью при каждом отклонении от ноля. Со временем начинаешь входить в закрытые незнакомые повороты с чувством полной уверенности в непоколебимости автомобиля. Случись что, машина справится, справишься и ты. Главное, чтобы уверенность не переходила в излишнюю самоуверенность.

Если шины начинают терять сцепление с поверхностью, кроссоверка отвечает плавным контролируемым сносом. По субаровской традиции, система стабилизации не спешит вмешиваться в процесс, а отключается без лишних формальностей — коротким нажатием соответствующей кнопки.

На таком миксте хорошо делать разворот на 180 градусов — как на танкетке. Качнул рулем, рванул ручник. Благо ширина дороги и практически полное отсутствие транспорта это позволяет. Если испугался и не довернул, можно, не отпуская ручник, вытянуть машину газом, все-таки основные колеса здесь передние.

На холостых оборотах мотор мерно урчит под капотом — вибрации на кузов от оппозитника практически не передаются. При добавлении газа двигатель отвечает характерным басовитым рыком, он любит высокие обороты и легко до них добирается.

Двигатель на «Импрезу» XV устанавливается только один — двухлитровая оппозитная атмосферная четверка мощностью 150 л.с., крутящий момент 196 н.м. Мотор не прикрыт попсовыми пластиковыми крышечками и с гордостью демонстрирует свои патрубки, шланги и приводные ремни — есть на что посмотреть!

Средний расход по бортовому компьютеру составил 14,2 литра. Для внедорожных упражнений и динамичных разгонов на мало обкатанном автомобиле вполне.

Вот только АКПП этого боевого настроения не поддерживает. Хочешь ускориться, продавливаешь педаль, мотор, взревев, начинает разгонять автомобиль, а коробка секунды две еще думает, втыкать передачу пониже или нет, наконец решается. Ощутимый толчок в спину, но время уже потерянно.

негативная подпись 4-ступенчатая автоматическая коробка морально устарела — как по количеству передач, так и по алгоритму переключений.

Хорошо еще, что автомат адаптивный и со временем немного перестраивает алгоритм, есть и спортивный режим. Однако даже он в корне не меняет ситуацию. В итоге разгон занимает 11,6 секунды, для автомобиля с двухлитровым мотором, да еще спортивными амбициями это, пожалуй, долго. Есть еще ручной режим...

Но не проще ли тогда выбрать «Импрезу» XV с механикой? На две секунды быстрее, на 30 000 рублей дешевле, опять же демультипликатор есть, да и сами передачи в механической коробке с большим передаточным числом, нежели у автомата, — на бездорожье пригодится.

На крышу этого автомобиля так и просятся горные лыжи или сноуборд.

Несмотря на то, что Impreza XV — автомобиль пятиместный и даже пятидверный, не покидает ощущение, что это машина в лучшем случае для двоих. А то и вообще автомобиль для эгоиста. Почему?

Ну, во-первых, багажник. И если в дальних путешествиях большой компанией еще можно будет часть поклажи разместить на крыше, зря, чтоли релинги приделали, то в список семейных автомобилей XV уж точно не попадает. Судите сами.

Малая глубина, обусловленная конструкцией задней подвески и наличием полноразмерной запаски, превращает багажник в кошелек. А вот погрузочная высота, наоборот, большая. В стандартном положении емкость 310 литров, а кажется, что еще меньше. Если сложить спинки заднего ряда, получится 1130 литров — неплохо, но в этом случае образуется огромная ступенька.

А для эгоиста — потому что львиную долю удовольствия от поездки получает водитель! И потому что для того, чтобы позволить себе приобрести такой автомобиль, нужно ставить свои потребности выше потребностей других. Согласитесь: не каждый ради драйва готов лишить тещу большого багажника, жену — раздельного климата, детей — шторок безопасности, а друзей на заднем сиденье — подстаканников.

Да еще отдать за все эти «лишения» около миллиона рублей. Что поделаешь, из-за роста курса японской йены стоимость автомобиля получилась, мягко говоря, завышенной. До Нового года цены на «Импрезу» XV начинались от 999 999 рублей за базовую версию на механике и заканчивались на отметке 1 124 300 (именно такой автомобиль принимал участие в нашем тесте, дополнительно: аудиосистема на 6 дисков, 10 динамиков, круиз-контроль, ксенон, кожаная отделка руля и рычага КПП, люк).

Сегодня на автомобили 2010 года действует скидка 70 000 рублей. Эффект не замедлил сказаться. Многие дилеры за январь продали «Импрез» XV больше, чем за весь предыдущий период!

Возможно, в это смутное время кризиса-посткризиса тактика «малой кровью» действительно верна. Тем более что подмога уже идет. Разработан полностью новый оппозитный 2-литровый бензиновый мотор (первый новый мотор Subaru с 1989 года), с него начнется переход всех двигателей на цепной привод ГРМ, проходит проверку в российских условиях дизельный оппозит. Разрабатывается новая автоматическая коробка и новое поколение «Импрезы»...

Но обещают, что даже с появлением нового поколения выпуск «Импрезы» XV в этом кузове продолжится. А в новейшую историю мирового автомобилестроения этот не совсем обычный автомобиль, думается, уже вошел — этакая танкетка среди кроссоверов.

Subaru Impreza XV 5-МТ 4-АТ
Тип кузова пятидверный хетчбэк
Число мест 5
Размеры, мм
длина 4430
ширина 1770
высота 1570
колесная база 2615
колея передняя / задняя 1500 / 1505
Объем багажника, л 310-1130
Снаряженная масса, кг 1395 1405
Двигатель бензиновый
Расположение спереди, продольно
Число и расположение
цилиндров
4, оппозитно
Рабочий объем, см³ 1994
Диаметр цилиндра /
ход поршня, мм
92,0 / 75,0
Степень сжатия 10,2:1
Число клапанов 16
Макс. мощность,
л.с./кВт/об./мин.
150/110/6400
Макс. крутящий момент,
Нм/об./мин.
196/3200
Коробка передач механическая,
5-ступенчатая
автоматическая,
4-ступенчатая
Передаточные числа
I 3,45 2,79
II 2,06 1,55
III 1,45 1,00
IV 1,09 0,69
V 0,83
задний ход 3,33 2,27
главная передача 4,11 4,11
Привод постоянный
полный
полный
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная,
на двойных поперечных рычагах
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Шины 205/60 R16
Максимальная скорость, км/ч 189 182
Время разгона 0-100 км/ч, с. 9,6 11,6
Емкость топливного бака, л 60
Топливо бензин АИ-95

Автомобиль на тест предоставлен официальным дилером Subaru, салоном «Нико-Моторс»
Автор: Константин Георге
Фотограф: Николай Ковалевский

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.