Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Автоитоги года на рынке Екатеринбурга: потихоньку идем вверх

31 декабря 2010, 14:35
Он действительно подрос, наш авторынок. Но не настолько, чтобы открывать шампанское и радоваться.

«Нельзя сказать, что рост оказался существенным, но, тем не менее, он есть. Особенно удачной оказалась вторая половина года, но до показателей предкризисных еще очень далеко», — рассуждает директор автоцентра «Оками Восток» Булат Магадеев.

И с ним трудно не согласиться: авторынок промышленного Урала и, в частности, Екатеринбурга в прошлом году просел больше, чем в среднем по стране: продажи обвалились в несколько раз.

В остальном, если верить статистике городской администрации, то уже по итогам первых девяти месяцев этого года мы переплюнули роскошный 2008!
Понятное дело, что где-то ошибка в расчетах, потому что раньше 2012 года эксперты восстановления не прогнозируют.

Возможно, дело здесь в том, что автомобили серьезно скакнули в цене: сначала из-за повышения пошлин, потом из-за других факторов, среди которых повышение отпускных цен и прочее. Потому в 2010 продали машин меньше, чем в 2008, но денег с них выручили больше. Больше данных по продажам получить не удалось: у комитета по товарному рынку эти — последние, датируются осенью 2010 года.

Но вернемся к авторынку Екатеринбурга образца 2010 года. Спрос действительно появился, к дилерам выстроились очереди, а многих автомобилей в наличии не было и не предвидится. Сыграли несколько факторов.

А производители их, в общем-то, и не ждали: в прошлом году из-за падения спроса заводы снизили темпы и объемы производства, а восстановить их оперативно не получилось.

Потому склады дилеров пустовали, а покупатели начали томиться в очередях. Особенно отличились Suzuki: их машины приходилось ждать по полгода и более.

Что касается пресловутой программы утилизации, то она реально помогла. Но, скорее, духовно.

Франк Виттеманн, руководитель «Volkswagen легковые автомобили» в России, в беседе с 66.ru сказал,
что на 85% эта программа помогла «Ладе», а остальным производителям — на 15%.


Но программа утилизации дала необходимый импульс: одни покупатели, увидев, что народ побежал затариваться «Жигулями», тоже побежали в автосалоны. Решили, что сейчас самое время.

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»:
— В этом году по утилизации продадут тысяч 270-280, в следующем — оставшиеся 220-230 тысяч автомобилей. А вот в 2012 утилизационных машин не будет. «АВТОВАЗу» придется туго. Пусть там думают, что делать тогда. Остальные от этой программы зависят не так уж и сильно.

Потому и екатеринбургские дилеры на программу утилизации надеялись, но и сами не плошали. Еще в прошлом году пошла четкая переориентация на сервис вместо продаж.

Схема нормальная: в Европе, — говорит Франк Виттеманн, — авторынок достаточно зрелый, потому структура заработка дилеров там делится так: 70% — обслуживание, 30% — продажи. Рынок России (и Екатеринбурга в частности), по мнению г-на Виттеманна, еще достаточно молод, но со временем придет к такой же схеме, как в Европе.

Первые ростки были в 2009, когда автосалоны на волне падения продаж стали массово зазывать клиентов в свои сервисы. В этом году число акций на постгарантийное обслуживание в Екатеринбурге зашкалило и, по-видимому, принесло свои плоды.

Булат Магадеев, директор автоцентра «Оками Восток»:
— Программы для постгарантийного парка автомобилей помогли показать автовладельцам, что качественный сервис у официального дилера — это доступно, а trade-in — удобно, ведь теперь не нужно самому заниматься продажей своего подержанного автомобиля. Автоцентр из места продажи новых авто превратился в настоящий супермаркет, где представлен широкий спектр программ и сервисов. И в грядущем году мы также будем развивать и поддерживать эти направления, дополняя их новыми предложениями и проектами.

Но не все так радужно. Собственные источники 66.ru рассказывают об оттоке персонала из сервисных центров официальных дилеров. Так, в приватных беседах уже который месяц говорят про исход мастеров из кузовного цеха «Уникум-Моторс». Рабочие недовольны зарплатой. Так что, видимо, не все автовладельцы раскусили прелести и блага официальных сервисов и по-прежнему платят там, где быстро и недорого.


К вопросу об исходе. 2010 пережили не все дилеры Екатеринбурга. Закрылся центр Nissan на Гурзуфской, дилер Lada на Химмаше (старейший в городе, между прочим). Под конец года тихонечко исчез один из дилеров Citroen на Автомагистральной («Найс-моторс», принадлежит все той же группе компаний «Уникум-моторс»). В списке дилеров на официальном сайте Citroen «Найс-моторс» отныне не значится. Так и не открылся автосалон Infiniti на «Россельбане». Говорят, через пару лет, может быть…


Так или иначе, а свято место пусто не осталось. В Екатеринбурге за 2010 год открылись сразу 2 дилера KIA (на Щербакова и на Автомагистральной, вместо Citroen), один дилер Volkswagen (на базе «Автобана-Запад») и один дилер Land Rover («Британия»).


Непонятно, что происходит сейчас с «Авто-Лендом»: на протяжении всего года среди людей, близких к автобизнесу, ходили разговоры то о банкротстве, то о закрытии холдинга, но пока салоны работают, сервис — тоже. Правда, не торгуют там теперь Jaguar и Land Rover, но и оставшиеся дилеры этих марок пока справляются.


В целом, игроки рынка оценивают уходящий год позитивно: продажи пошли вверх, появилась конкретика и планы на будущее. А в обиход вернулись пышные торжества и яркие банкеты.


Год назад джазовых импровизаций на немногочисленных «ивентах» не было. Разве что растворимый кофе в пакетиках.

Хочется верить, что это не пыль в глаза, а признак стабильного и уверенного роста.