В условиях кризиса дилеры зарабатывали, как могли. Один вариант, как мы помним, реализация машин по схеме trade-in, себя оправдывает: популярность услуги растет.
Второе, на чем зарабатывали автосалоны в эпоху обвала, — обслуживание. Хорошо, когда у тебя распроданы тысячи машин, и в ближайшие два года все эти авто волей-неволей будут обслуживаться в дилерском центре. Гарантии ведь лишаться никто не хочет.
А меж тем соотношение продажи/обслуживание у наших дилеров стало меняться еще в прошлом году. И это, как считает директор аналитического агентства Автостат Сергей Целиков, нормально. Общемировая практика — 70% дохода с обслуживания, 30% — с продажи авто. У нас в период роста было наоборот: салоны две трети выручки получали с продажи.
Кризис внес коррективы, и соотношение поменялось.
К середине 2010 года аналитики аккуратно заговорили о том, что не исключена еще одна волна кризиса для дилеров. Гарантия на машины, купленные в «сытном» 2008 году, заканчивается. И велик риск того, что потребители метнутся в «серые» сервисы, оставив официальные СТО без дохода. Пока такие опасения не подтверждаются: массово от «официалов» никто не сбегает.
Сергей Никандров, руководитель Сервисного центра Тойота Восток на Сибирском тракте:
— Серьезного оттока клиентов в наших сервисных центрах в этом году мы не наблюдаем. Наоборот, можно говорить о повышении спроса на сервисные работы для постгарантийных автомобилей. Учитывая тот факт, что экономическая ситуация стабилизируется, можно предположить, что и в следующем году, когда у многих автомобилей, приобретенных в 2008 году закончится срок гарантии, спрос останется на высоком уровне.
В сложившихся условиях все дилеры делают особую ставку на постгарантийное обслуживание: подарками и скидками заманивали всех и вся весь прошлый год. Иногда такие акции пользуются определенным успехом. Преодолеть ценовые барьеры дилерам помогают сами производители: иногда они на пару объявляют сервисные акции, которые так или иначе стимулируют спрос на услуги официальных сервисных станций.Александра Тимофеева, специалист по маркетингу холдинга «Автосан» :
— Все зависит от программы на постгарантийный сервис. Например, от того, что предлагает сам дилер, как доносится информация по обслуживанию до потребителя. Иногда предлагаются какие-то услуги делать бесплатно: или определенные виды работ, или замена каких-то жидкостей. Но, конечно, есть отток.
В складывающейся ситуации есть сильные стороны: отгружать машины пачками а-ля 2008 год дилеры будут еще нескоро, несмотря на все позитивные тренды авторынка. Зато к сервису и клиентам, обслуживающим свои машины, они теперь относятся внимательнее.