Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ночная уборка улиц: взгляд изнутри

11 августа 2010, 17:54
репортаж
Прошлой ночью тестовая бригада портала 66.ru прокатилась по ночному городу на КамАЗе-«поливалке».

К 22.00 мы подъезжаем к территории Октябрьского ДЭУ (Дорожно-эксплуатационного участка), отвечающего за уборку и мелкий ремонт улиц одноименного района. Начинается ночная смена.


У компании около 50-ти машин. Почти все — родные российские КамАЗы. Они все укомплектованы пылесосами, щетками, моющими установками как настоящие Мойдодыры. Наиболее интересны «пылесосы»: КамАЗы с вакуумными уборочными установками Bucher и Broodway.



Если Bucher имеет только одну щетку и собирает мусор с обочин, то Broodway может собрать грязь и с середины дороги. У такого пылесоса две крупных щетки — работает обеими «руками». Хотя в центре улицы грязь почти не скапливается. Естественный рельеф дороги «яйцом» способствует тому, что мусор собирается у обочин.

Если же случается так, что по дороге табором прошлись «хрюши» и оставили мусор по всей ее поверхности, то сначала в замусоренную зону в экстренном порядке отправляют «подметалки» — тракторы или КамАЗы. Они сметают всё к краю полотна. Broodway — машина компанейская. Если на Bucher водитель проводит ночь в одиночестве, то здесь в кабине двое приятелей: водитель и механизатор. Один рулит, другой управляет техникой с пульта.


Этот КамАЗ-«поливалка» правильно называется «Дорожно-уборочная машина с подметальным и поливо-моющим оборудованием». Хотя все знают, «поливалка» она и есть «поливалка».

Вся техника новая. Спрашиваю у мужиков-водителей: «Довольны российскими машинами?» Косятся на директора, стоящего рядом: «Довольны!» Хотя серьезных проблем пока, действительно, ни разу не было. Ведь пылесосы и мойки хоть и стоят на отечественных машинах, по происхождению — немцы. Кстати, КамАЗы выходят с производства «недоделанными», затем на них устанавливают допоборудование на заводах в Кургане, Смоленске или в других городах.

Водитель в ДЭУ — и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сами эксплуатируют машины, сами управляют пылесосами, сами следят за состоянием боевой машины. Проводят ежедневное ТО и мелкий ремонт. Если же возникают задачи посложнее, с ними справляются штатные умельцы-слесари.


Есть в гараже еще такое чудо конструкторской мысли: УАЗ, оборудованный маленькой моющей установкой. Он «заведует» тротуарами и узкими местами проезжей части, куда никакому КамАЗу не добраться. Объем бака этого «малыша» — 400 литров против 7 тонн обычной большой «поливалки». УАЗу бака хватает на помывку только одного тротуара. Но все же быстрей, чем мыть вручную. А КамАЗ расходует свой бак 7-10 раз за ночь. Налил бак, выбрызгал все на дорогу и назад к гидранту — воды не жалко, казенная!

После 22.00 уборочная техника цепочкой выезжает за ворота.За день начальники наготовили для водителей заданий, пора выполнять ночной маршрут.

Первым делом вся техника отправляется на заправку. Сначала на АЗС за топливом, потом на гидрант за водой.



Машина подгоняется под гидрант. Водитель живо запрыгивает на бак и открывает верхний люк...


... и заправка водой пошла. Уровень воды в баке определяется на глаз. Как полилась водица через край — значит, полный, подъезжай следующий.

После заправки водители разъезжаются по своим делам — намеченным маршрутам ночных прогулок. Объехать все улицы города за одну ночь хоть и хотелось бы, но не реально. Поэтому загруженные улицы моют чаще, менее загруженные — реже. Улицы разделены на три категории по частоте уборки. Есть еще внекатегорийные, их убирают и моют каждый день. Жители и сами постоянно звонят, требуют то ремонт дороги нужен, то улицу прибрать. Звонят либо в ДЭУ, либо в Комитет по благоустройству, либо оставляют заявку на сайте администрации.



Первым на тропу войны с грязью выходит тот самый «малыш» УАЗ, который моет тротуары. Либо «старший брат» КамАЗ-«пылесос». Раньше жители жаловались, что уборочная техника поднимает много пыли. Называли такую уборку не иначе как пылевой бурей. Теперь вся работа идет только с водой. Вакуумные пылесосы прежде, чем пылить, смачивают дорогу.



В зеркало заднего вида можно наблюдать за тем, как щетка шустро сметает мусор в бак.



В кабине такого КамАЗа установлен специальный пульт управления пылесосом Bucher. Водитель и за дорогой следит, и режимы работы агрегата успевает переключать.

За КамАЗом-«пылесосом» идет КамАЗ-«поливалка». Только успевай отскочить в сторону, чтобы не попасть под такой дождь.

Вот так и ездят «поливалка» и «пылесос» парой по ночному городу. Рабочая смена бригады длится до семи утра. За это время машины успеют совершить ночное рандеву по всем намеченным маршрутам.

Единственной сложностью оказываются легковушки, брошенные хозяевами на ночь на проезжей части. Водители уборочной техники жалуются, что понимания от горожан им не хватает: «Сами же хотят жить в чистом городе, и при этом мешают». Кто-то из горожан на ночной шум жалуется, а автолюбители не всегда готовы уступить дорогу. Особые нарекания к таксистам-частникам. Те таксисты, что за какой-либо организацией закреплены, повежлевее, а вот «бомбилы», порой, вообще невменяемы, жалуется водитель КамАЗа-«пылесоса».

Тем не менее, к утру город будет чист, насколько это возможно. И готов к новому дню.

Сергей Шестаков для 66.ru