Миллиардные бюджеты, спонсорские контракты с девятью нулями, трансляции на весь мир и армии фанатов &mdash все это не про нас. Несмотря на богатую историю и успешное настоящее, в России, а тем более на Урале, автоспорт остается уделом небольшого числа заинтересованных людей.
Портал 66.ru пообщался с самыми успешными гонщиками нашего города, дабы понять: что из себя представляет уральский автоспорт сегодня?
Начинается все, как водится, с желания. И большого количества денег. Независимо от класса соревнований и амбиций будущего пилота, раскошеливаться придется с первых же дней. Самому. |
Уже картинг — у большинства гонщиков первая в жизни дисциплина — требует серьезных вложений.
Максим Чернев, мастер спорта по картингу:
— Чтобы ездить профессионально, уже для ребенка от 4 лет придется потратить где-то 100 000 рублей за машину. Ну ,и еще там нужна масса оборудования: перчатки, комбинезон, услуги механиков, тренера. Иногда картингистов тренируют, скажем, друзья родителей, который привели ребенка заниматься этим. Если нанимать тренера, то это где-то тысяча евро в среднем за месяц.
Правда, картингом заниматься непросто. В городе нет полноценных спортивных трасс: ближайшие — в Полевском и Нижнем Тагиле.
Еще труднее и накладнее обходится профессиональное ралли. Заведений, где бы готовили спортсменов, как таковых нет. Учиться с нуля и готовиться к соревнованиям приходится самостоятельно. Первоначальные вложения гигантские.
Олег Бурков, гонщик, председатель комитета кросса, трековых и ледовых гонок:
— Спорт технический, потому очень дорогой: велики затраты во-первых, на безопасность, во-вторых, на подготовку автомобиля. В зависимости от дисциплины варьируется и стоимость: в автоспринте достаточно простой машины, особо готовить ее не надо. Машина для ралли стоит от 500-600 тысяч, если брать в расчет ВАЗовскую «восьмерку» (двигатель, подвеска). Много уходит покрышек на сезон: 2-3 комплекта должно быть с собой только на одну гонку.
Плата за участие в чемпионате — одна из самых высоких затрат. Ценник варьируется в зависимости от поставленных задач и класса соревнований.
Например, участие команды в Чемпионате России в абсолютном зачете на автомобиле Mitsubishi или Subaru за сезон стоит, примерно, 100 000 евро. |
Олег Антропов, капитан команды Евразия Rally team:
— Самый экономный режим — монокубки. Например, кубок Renault Logan cup, там цены весьма демократичные. Для многих — отличный вариант, ведь ехать участникам предстоит по тому же маршруту, что и другим гонщикам ралли в более дорогих классах.
Монокубки сейчас есть у большинства производителей: у Seat, BMW. Но, опять же, это все где-то далеко, не для Екатеринбурга. У нас пилоты тренируются на разрозненных спецучастках, а учатся у товарищей по клубному ралли или у друзей.
Автоспорт во всем мире — это колоссальная индустрия, обороты которой исчисляются сотнями и сотнями миллиардов долларов в год. Золотое дно для медиабизнеса и обкатки новейших технологий.
Другое дело в России, где колоссальные деньги государства и бизнеса вкладываются в фигурное катание и танцы на льду, а автоспортом вынуждены заниматься только преданные фанаты и энтузиасты за свой счет.
Николай Фоменко, гонщик, мастер спорта международного класса по :
— Автоспорт — это полигон для экспериментов, для тестирования новых технологий и конструкторских решений. У нас в стране много талантливых гонщиков, которые сегодня выступают в престижных европейских и мировых чемпионатах и сериях. И у многих из них есть шансы стать выдающимися спортсменами, другое дело, что сам российский автоспорт — это фантом. Он держится на стараниях фанатиков-одиночек, и потому перспектив у российских автогонщиков, как класса, мало.
Олег Антропов, капитан команды Евразия Rally team:
— У нас практически весь спорт находится в таком положении. Это определенный энтузиазм, дело рук преданных людей. Без них дисциплина может исчезнуть. Благодаря энтузиастам автоспорт держится, развивается и прибавляет. У нас на Урале ребята участвуют в картинге, в разных других дисциплинах. Создается инженерная школа, появляются профессиональные механики. Это заставляет приближаться к уровню команд московских. Поддержка государства минимальна. Ее практически нет.
А без поддержки извне о массовости этого вида спорта говорить не приходится. Оборудование, взносы, тренировки, экипировка — все это требует немалых сил и средств. Которых у любого желающего (а их множество) нет и не предвидится.
Фото: Андрей Головин, Николай Ковалевский