Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Toyota Land Cruiser Stretch: он такой один

12 мая 2010, 10:29
тест-драйв
Что может быть лучше Toyota Land Cruiser? Только Toyota Land Cruiser Stretсh! Десять метров. Четыре с лишним тонны. Таков Land Cruiser King Size.

Построить лимузин, или правильнее будет сказать, stretсh (растянутый), можно из практически из любого автомобиля. Хочешь — из Роллс-Ройса или Запорожца, хочешь — из армейского Хаммера, пикапа Форд F350, из Феррари или даже из Ламборгини.

Тем не менее, лидером среди заготовок для стретчей долгое время оставался Lincoln Town Car. Американская компания, не желая упускать привлекательный сегмент рынка, из поколения в поколение сохраняла рамную конструкцию TownCar, и даже предлагала специальную комплектацию-полуфабрикат: без глушителя и отделки задней части салона - их все равно приходилось менять. После того, как Town Car сняли с производства, в лидеры рынка лимузинов вышли Hummer H2 и Chrysler 300C.

Если смотреть строго с этого ракурса, обычная «сотка»

А вот культовый в России (да и многих других странах) Toyota Land Cruiser фирмы, специализирующиеся на постройке лимузинов, своим вниманием почему-то не жаловали. Как утверждает шофер этого лимузина (и одновременно его владелец), Валерий Кичигин, стретч на основе Land Cruiser в нашей стране единственный. Тем интересней поближе познакомится с этим уникальным в своем роде автомобилем.

Парковка под углом или перпендикулярно к проезжей части?
Исключено. Такому автомобилю все параллельно.

Изготовили Land Cruiser Stretсh в Америке, где постройка таких машин - целая индустрия. DaBryan, Royal, Classic, Laredo, Tiffany, Krystal, Royale, Federal, Executive - вот далеко не полный список американских компаний, удлиняющих автомобили. Предпочтение отдается рамным конструкциям: с ними проще. Машину режут пополам, аккурат между дверями. Заново изготавливают раму нужного размера, который зависит от того, какая будет вставка.

С несущим кузовом хлопот больше. Нужны новые силовые элементы днища и боковин, усиленные двери (причем, как задние, так и передние). Крышу в таком случае изготавливают заново, на рамном же автомобиле ее просто покрывают специальным материалом, напоминающим кожу, чтобы скрыть следы врезки.

Подножка только с правой стороны
И правильно, ни к чему веселящимся пассажирам на проезжую часть выходить.

Если в Европе длина вставки редко бывает больше полуметра, то в Америке вставка может превышать длину автомобиля-заготовки! Но и в США действуют некоторые ограничения. Если стретч больше 10 метров, нужно ставить дополнительную ось, а то и несколько. Так что этот Cruiser имеет максимальный размер для лимузина на четырех колесах. А вот какая фирма его построила, тайна, покрытая мраком. Валерий брал его с аукциона, говорит полгода искал.

Подвеску обязательно усиливают, а вот двигатель могут форсировать, а могут и оставить всё как есть, чтобы не мучиться с его сертификацией. На этой сотке мотор тоже стандартный: бензиновая V-образная «восьмерка» объемом 4,7 литра, мощностью 238 л.с.

Признаться, я почему-то предполагал увидеть один большой «выкованный» по заказу кардан
Но, оказывается, здесь просто четыре маленьких. На каждом поперечном лонжероне опорный подшипник, а дальше уже идет новый вал.

В салоне ставят перегородку, отделяющую водителя от пассажиров. Наличие этой перегородки и делает автомобиль лимузином по определению. Хотя, если растягивают, скажем, кабриолет, то перегородка ни к чему. Получается, не каждый стретч лимузин.

И если водительский отсек остается практически без изменений, то пассажирский меняется кардинально. Здесь можно выделить два направления: офис на колесах и лимузин, скажем так, для приятного времяпрепровождения. Последние, обычно, сдаются на прокат и более всего популярны в Соединенных Штатах. Поскольку в нашу страну лимузины попадают в основном из США, преобладают такие машины и в России.

Небоскребы, лимузины…
Fifth Avenue?! Нет, улица Ельцина.

Не стал исключением и герой нашего теста. Откатав по дорогам Америки пять лет, он попал в Екатеринбург, и сегодня его пробег составил уже более 200000 км.

Валерий Кичигин, владелец лимузина:

— Вообще, я сначала хотел приобрести Lincoln. Других лимузинов и не представлял. Но один мой знакомый сказал: «Зачем тебе Lincoln? Есть лимузины из внедорожников. Самое то для России».

Toyota Land Cruiser выбрал, потому что эта машина неубиваемая. Пришлось заказывать сорокафутовый контейнер: в обычный он, конечно, не входил. Забирал я его в Клайпеде? и оттуда своим ходом пригнал в Екатеринбург. ГИБДДшники тормозили постоянно. Причем, документы их интересовали мало, все норовили посидеть в салоне.

Натоптали так, что потом целый день на мойке отмывал. Обошелся он мне в $100 000, и еще порядка 600 000 рублей я вложил в него в процессе эксплуатации. Большая часть этих денег ушла на модернизацию.


Несмотря на солидный пробег, машина выглядит как новая
Еще бы, Валерий в ней души не чает.


Модернизация действительно серьезная
Во-первых, поскольку автомобиль 2000 года выпуска, то и выглядел он как подобает «сотке» первой серии. Валерий же сделал своему любимцу фейслифтинг образца 2005 года. Новая решетка радиатора, бампер, фары.


Во-вторых,
изначально боковые окна, те, что на вставке, были разделены широкими стойками кузова, на которых размешались бортовые огни.

Теперь у лимузина новые «стеклопакеты» и линия окон выглядит как единое целое. От этого машина смотрится современнее и… длиннее.

Ну и, в-третьих, обновился салон:
Компоновка осталась прежней, но диваны полностью перетянули, сделав их двухцветными и с простежкой. Обновилась обивка потолка и боковин.

А вот любители высунуться из люка по пояс, расстроятся. Теперь он стал сугубо панорамным и не открывается. Впрочем, так сейчас должно быть на всех прокатных лимузинах Екатеринбурга. Распоряжение ГИБДД, во избежание несчастных случаев — столкновения голов пассажиров с ветками деревьев. Прецеденты уже были.

Сейчас в стойки вмонтированы плоские экраны
Раньше стояли телевизоры образца прошлых лет. Такие квадратные черные ящики.


Над головою — «звездное небо»
А на перегородке, отделяющей водителя от пассажиров, после модернизации появились «шаровые молнии».


По сравнению с обычным Land Cruiser пол в салоне приподнят на несколько сантиметров
Так удалось избавиться от трансмиссионного тоннеля, но и колени у сидящих на диванах клиентов теперь расположены выше, чем обычно.

Пассажировместимость этого лимузина — 12-14 человек. Почему плюс-минус два человека? Дело в том, что в часы пик еще двоих можно разместить на откидных креслах в багажнике! Эти кресла — достояние комплектации Land Cruiser VX, сохранились они и у лимузина.

В дороге можно послушать музыку, посмотреть видео, а можно и самому попеть, благодаря караоке. Да мало ли чем еще можно заняться в таком салоне! К услугам гостей два бара и холодильник. Вот только выпивку и закуску нужно брать с собой, таких услуг Валерий не предлагает.

За микроклимат в большом салоне отвечает дополнительный кондиционер и «фен» Webasto. Немецкий отопитель — тоже результат модернизации. Установленная американцами система плохо справлялась со своей работой. Да и управлялась она из пассажирского салона. Кнопок много, а вместо пиктограмм сокращения английских слов. Короче до посещения бара не разберешься, а после — тем более. Webasto же управляется из «кабины» водителя.

Из окна лимузина мир выглядит лучше
Эффект похлеще, чем смотреть через розовые очки. Не покидает ощущение, что жизнь удалась, и вообще она прекрасна!

Ну, а каково водителю этих апартаментов на колесах? Почувствовать это и было моей едва ли не основной задачей. Но Валерий, по понятным причинам, желанием делиться этими знаниями, не горел. Машина любимая, дорогая, и, главное, специфичная. По правилам для управления Land Cruiser King Size нужна категория «D» в правах, ведь здесь вместимость как у небольшого автобуса. Зря, что ли, номера желтые?

А у меня она есть! Когда-то давно открыл автобусную категорию, пока была возможность. Открыл так, на всякий случай. И вот, похоже, этот случай наступил. Валерий немного смягчился и, в конце концов, пустил за руль.

Водительское место стретча отличается от «просто Cruiser», разве что, наличием телефонного аппарата
Он обеспечивает связь с апартаментами для корректировки температуры, маршрута... Да мало ли, чего еще! Еще одно отличие — перегородка за спинками кресел, ограничивающая продольную регулировку сидений.

Усаживаюсь на водительское место и начинаю отодвигать сиденье назад. Довольно быстро электропривод встречает сопротивление перегородки, разделяющей салоны.
Ну куда ты разошелся — говорит Валерий. — Еще, чего доброго, ты эту стенку выдавишь.

Хорошо, вроде и так достаточно.
А нам хватит этой площадки, чтобы развернуться?
Нет, сдавай назад.

Сдаю. Благо, можно смотреть не только в большие и весьма удобные зеркала сотки, но и в монитор камеры заднего вида. В результате, обзор назад гораздо лучше, чем ожидаешь.

Камера появилась относительно недавно
Раньше Валерий маневрировал задним ходом исключительно по зеркалам, или выглядывая назад через открытую дверь.


Подходящую камеру заднего вида для такого длинномера подбирали долго
В конце концов, остановились на модели для магистральных тягачей.


Развернулись. Едем вперед. Ставлю селектор АКПП в режим «Drive», но Валерий рекомендует переставить на «двоечку». Коробка стандартная и ее алгоритм не рассчитан на возросшую массу автомобиля. Меж тем, снаряженная масса 3600 кг, полная 4300.

«В поворотах следи по зеркалам за тем, как проходят задние колеса», — продолжает наставлять Валерий. — «У меня диски и резина новые, не хочу попортить о бордюры».

Это пробег в милях
Чтобы узнать, сколько это в километрах, нужно умножить показания одометра на 1,6.


Действительно, если закладывать поворот как на обычном автомобиле, задние колеса длинного Land Cruiser наверняка зацепят поребрик. Или вообще стоящим на обочине пешеходам по ногам проедутся. Поэтому поворачивать надо не то, чтобы из среднего ряда, но где-то из междурядья. И думать не только за себя, но и за того парня.

Поворот направо. Включаю поворотник очень заблаговременно. Прежде, чем начать движение, дожидаюсь пока Peugeot в левом ряду уедет вперед, иначе есть риск зацепить его кормой. Однако водитель француза не торопится, а как зачарованный разглядывает наш лимузин. Проехал. Заходим в поворот и даже, вроде, попадаем.

В сантиметрах от бордюра прошли, — говорит Валерий.
Черт, пока следил за Peugeot, совсем забыл про внутренний радиус. Виноват, исправлюсь.

Да, не хотелось бы попортить такие колесики...


Ну, вроде более-менее освоился. Все же управлять лимузином посложнее, чем автобусом. Дело в том, что, скажем, у ЛАЗ 965, на котором я сдавал на категорию, не только длина чуть меньше (9,2 метра), но, главное, база (расстояние между осями) всего порядка 4,2 метра, так как колеса смещены к центру для уменьшения радиуса поворота.

Сколько база у Land Cruiser Stretch — данных нет, но ее можно легко высчитать. На передний и задний свес у «сотки» приходится 2040 мм. Вычитаем эту цифру из длины лимузина, получается порядка 8000 мм. Так что радиус поворота этого автомобиля больше, чем у любого автобуса будет. И почему их с «гармошками» не делают?

Название Сухопутный Крейсер, именно так переводится Land Cruiser, подходит этому автомобилю как нельзя лучше

На прямом отрезке дороги вдавливаю газ в пол. И ничего. Да, машина тяжелая, мотор станд… Ускорение начинается неожиданно, и лимузин, как скорый поезд, устремляется вперед. Разгон для такой махины более чем достаточный. Это не мотор слабый, это коробка задумчивая! На первых «сотках» ведь еще четырехступенчатая АКПП стояла. Но на лимузине неторопливая коробка — великое благо. А то, не приведи господь, из-за рывка в трансмиссии невеста себе на платье красное вино прольет, греха не оберешься! Валерий же педалью газа не злоупотребляет, да и зачем, расход по городу и так 35 литров.

В движении по прямой лимузин тоже весьма специфичен. Ни приседаний при разгоне, ни клевков при торможении. Раскачка с носа на корму вообще практически отсутствует. Даже проезжая через Площадь 1905 года, где, мало того, что брусчатка, так еще и сама поверхность волнами, этот Сухопутный Крейсер идет как комфортабельный лайнер. Еще бы, с такой-то длинной и базой, и массой! Вот только низкопрофильные 20-дюймовые лапти на той же брусчатке слегка дробят.

Ну, что ж, хорошего помаленьку, паркую стретч возле обочины и прежде, чем попрощаться с Валерием, спрашиваю:
Ну что подхожу я на роль водителя лимузина?
Мастерство, как говорится, не пропьешь. — польстил он.
А вы еще кому-нибудь, кроме меня, доверяли управлять этой машиной?
Нет, — говорит. — Ты единственный.
Ну, спасибо за доверие!

Валерий Кичигин, владелец лимузина:

— Эту машину я обслуживаю у ребят, которые занимаются подготовкой Toyota для внедорожных соревнований, многие запчасти у них усиленные, а это как раз то, что мне нужно. Вот недавно спереди поменял торсионы, были на 28 мм, поставил 32 мм.

Land Cruiser нравится, прежде всего, своей надежностью, но и по проходимости мой лимузин, пожалуй, лучший среди таких машин в Екатеринбурге. Здесь ведь не только полный привод, но и пониженная, и блокировка - все сохранено. Правда, я ими всего один раз пользовался. Конечно, постоянный полный привод мне не нужен, хорошо было бы иметь возможность передок отключать, но что поделаешь.

Дорожный просвет здесь тоже сохранен стандартный. Например, у Hammer, которые у нас ходят,занижена подвеска. Есть в городе места, где из лимузинов только мой проезжает. Это что касается неровностей на дороге, а если говорить про повороты, то всегда приходится маршрут просчитывать. Где повернуть, где развернуться. Кроме этого лимузина у меня еще несколько машин, микроавтобусы, на них наемные водители работают. На этой только сам. Есть еще задумки по приобретению одного автомобиля, но какого именно, говорить не буду, чтобы конкуренты не опередили.


Технические характеристики

Toyota Land Cruiser Stretсh 100 VX
Число мест: 12-14
Длина, мм: 10000
Ширина, мм: 1940
Высота, мм: 1880
Колесная база, мм: 7960
Клиренс, мм: 220
Снаряженная масса, кг: 3600
Полная масса, кг: 4300

Двигатель
Тип: бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение: спереди, продольно
Число и расположение цилиндров: 8, V-образно
Число клапанов: 32
Рабочий объем, куб. см: 4664
Степень сжатия: 9,6
Максимальная мощность, кВт/л.с./об/мин: 238/175/4800
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин: 434/3400
Коробка передач: автоматическая, 4-ступенчатая
Шины: 275/70 R20

Расход топлива, л/100 км:

  • городской цикл 35
  • загородный цикл 27
Емкость топливного бака, л: 96
Топливо: бензин с октановым числом 92


Текст: Константин Георге
Фото: Николай Ковалевский, Sfotkai.ru