Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Флагман: больше чем Skoda

31 марта 2010, 20:17
тест-драйв
Что такое автомобили Skoda сегодня? Это компактная Fabia и Octavia первого поколения, получившая приставку Tour.

Именно эти модели лидеры продаж чешского бренда, и именно с ними ассоциируется продукция Skoda у большинства покупателей. Возможно, в последнее время Skoda стала ассоциироваться еще и с Yeti, но пока это только благодаря тому, что машина мелькает на страницах журналов и в рекламных роликах. А меж тем, компания способна на большее. Выставкой достижений того, на что способна Skoda, стал флагман модельного ряда — Superb.

Первая модель Superb появилась в 1934 году и выпускалась до 1949-го. Затем долгое время в гамме были только бюджетные и компактные автомобили. О большой Шкоде вспомнили лишь в 2001-м.

Первый Superb 21-го века являлся перелицованным Volkswagen Passat B5. А если точнее Passat Lingyu, разработанный китайским отделением немецкого концерна для местного рынка. Lingyu отличался от обычного Пассата удлиненной на 100 мм колесной базой и несколько иными задними дверями. Эти же отличия унаследовал и Superb, собираемый в Млада Болеславе.

(Большие фотографии по клику — ред.)

Для «Суперба» это стандартный размерчик.
Обычно автомобили с такими пропорциями обозначают литерой «L», или так и пишут — Long, дескать, удлиненная люксовая версия.

Нынешний Superb тоже использует многие узлы и агрегаты Пассата, на этот раз B6. Но стал гораздо самостоятельней, и выглядит даже более респектабельно, чем Passat. Настолько, что некоторые спрашивают:
— Он же это, на основе Фаэтона сделан?

Хотя Superb длиннее Пассата только на 77 мм, а база больше всего на 52 мм, за счет более вытянутой и менее покатой крыши Skoda не только выглядит крупнее, но и предоставляет гораздо больше места задним пассажирам. Сидя на втором ряду сидений можно закинуть ногу на ногу.

Спереди Skoda Superb выглядит зло.
Если на облицовке радиатора сделать две ноздри, автомобиль будет похож на продукцию Баварского моторостроительного.

Корма выдержана в более спокойном стиле.
Это, прежде всего, заслуга задних фонарей с их плавными обводами.

Еще у Суперба есть фишка, которой нет у практически всего остального автомобильного мира, это система TwinDoor, запатентованная брендом Skoda. Благодаря уникальной пятой двери, Superb первый в мире, и пока единственный, седан-хэтчбек. BMW 5 Series GT с подобной системой и появился на полтора года позже, и все что угодно только не седан, одно из определений его типа кузова — хетчбек с изолированным багажником.

позитивная подпись Для крупногабаритных грузов багажник открываем как у хетчбека, а для небольших - как у седана.
Последний вариант удобен, когда на улице мороз, а в машине, например маленькие дети, и совсем не хочется выстужать салон одним махом. Понравится такое решение и тем, у кого гаражный бокс с низким потолком.
позитивная подпись Нажали один раз на кнопку, которая по центру: Superb — седан.
Если сначала нажать на правую, увидеть, как мигнет стоп-сигнал, и только потом на центральную, Superb превратится в хэтчбек. Внутреннюю ручку двери чехи могли сделать и виде обычного углубления в обивке, но не пожалели качественной приятной на ощупь резины. Кстати сама дверь с доводчиком. Такое вот внимание к мелочам.
негативная подпись Подушки сидений не откидываются вперед.
Ровный пол не получается, а перед спинками еще и ступенька, хотя от нее можно избавиться, заказав опцию «двойной пол». Вряд ли владельцы Суперба будут в нем спать или перевозить шифоньер, но все-таки.

Багажник Суперба может похвастаться: сеткой для крепления мелких вещей под багажной полкой, лючком для лыж и большими боковыми нишами. Объем от 565 до 1670 литров.

Хитрый механизм системы TwinDoor.
Соединяет и разъединяет половинки задней двери с помощью электромоторов.

Механическая и электронная начинка у нынешних Шкод, такая же, как у большого брата VW. И это здорово. По инновациям в моторостроении концерн Volkswagen один из мировых лидеров, варианты компоновок ДВС: VR5, W12 и W16 есть только у него.

Коробки DSG c двумя сцеплениями в массовое автомобилестроение тоже внедрил Volkswagen. Работа подвесок и качество отделочных материалов «народных автомобилей» для многих едва ли не эталон. Комплектующие концерну поставляет фирма Bosch, тоже мировой лидер. И под капотом любой Шкоды можно найти большое количество надписей Bosch, ну, и конечно, Volkswagen. Встречаются и четыре кольца Audi, всё общее.

Однако в последнее время гамма моторов Суперба сокращается. Сначала исчез двигатель 1.4, 125 л.с.. Российский потребитель не принял большой автомобиль с маленьким мотором, пусть и с приставкой турбо.

Потом убрали двухлитровый дизель, оставив только самый ходовой 1.8 TSI и атмосферную V-образную шестерку 3.6 FSI. Последний вариант тоже не снискал популярности, но Super Superb, способный разогнаться до 250 км/ч, и набирающий первую сотню за 6.5 секунд нужен Шкоде опять же для демонстрации потенциала бренда.

Самый распространенный вопрос потенциальных покупателей:
— А не слабоват мотор 1.8 для такого большого автомобиля?

Нет, не слабоват. И ничего, что только 152 лошадиных силы, зато транспортный налог меньше. Благодаря турбине, двигатель выдает 250 Нм и разгоняет машину с автоматической трансмиссией за 8.8 секунды до сотни. Много это или мало? Honda Accord с двухсотсильным мотором объемом 2.4 и автоматом на секунду медленней. А ведь Accord считается у нас «зажигалкой».

Под капотом рядная четверка 1.8 Турбо.
Два распредвала и непосредственный впрыск. Поперечное расположение силового агрегата на Супербе последнего поколения позволило увеличить место для ног задних пассажиров на 19 мм при одновременном уменьшении базы на 44 мм по сравнению с предыдущим Супербом, двигатель которого стоял продольно.

Для аккумулятора предусмотрен специальный пластиковый бокс.

Не только двигатель, но и сам автомат DSG помогает быстрее разогнать автомобиль. На механике получится на одну десятую секунды медленнее, и это результат водителя-испытателя, а у среднестатистического пользователя отставание будет еще больше.

DSG имеет 7 ступеней, тогда как МКПП только 6, за счет этого у автомата еще и расход на 0.1-0.2 литра меньше.

Но главная изюминка автоматической коробки Суперба это два многодисковых сцепления, одно для четных, другое для нечетных передач. При трогании с места коробка включает сразу первую и вторую передачи, но разгоняется на первой, используя «нечетное» сцепление, затем переходит на вторую, одновременно выключив «нечетное» и включив «четное» сцепление.

Пока автомобиль движется на второй передаче, коробка с помощью синхронизаторов подключает третью, дальше снова игра сцеплениями и заблаговременное включение четвертой.

Таким образом, у DSG всегда в запасе еще одна подключенная передача. Пониженная или повышенная - зависит от режима движения и настроек блока управления. Отсюда и название таких КПП — преселективная.

позитивная подпись Два сцепления, 7 передач, спортивный и ручной режимы.
В нашем случае на автомобиле стоял еще и опционный трехспицевый руль с подрулевыми лепестками.

Есть у преселективных коробок и недостатки. Например, если двигаться, скажем, на 5-ой передаче с 6-ой в запасе, и резко нажать на газ, коробка перейдет на уместную в этом случае 2-ую с задержкой и ощутимым рывком.

Потому что сначала нужно будет отключить 6-ую, которая находится тоже на «четном» сцеплении. Такие коробки не любят внедорожной езды, многодисковые сцепления не выдерживают продолжительного буксования автомобиля.

Тем не менее, преселективные коробки находят применение на таких спорткарах как Mitsubishi Lancer Evolution X, Nissan GT-R и Bugatti Veyron. Не так давно подобными коробками стали оснащаться и новые модели Ferrari.

Слева от селектора.
Кнопка отключения ESP и кнопка системы контроля давления в шинах, остальное просто заглушки. Судя по их количеству, тестовый Superb имеет далеко не самую полную комплектацию.

Отделку «под дерево» можно заменить «под алюминий».

Водительское кресло плотно обхватывает тело валиками боковой поддержки, диапазон регулировок более, чем достаточный.

Панель из мягкого пластика, включая даже крышку бардачка, вставки под дерево и хромированные окантовки добавляют интерьеру роскоши. Вот только кресла тест-драйвовского автомобиля обтянуты тканью, а в шоу-руме мы только что сидели в машине с комбинированным салоном кожа — алкантара, там даже запах в салоне другой, не говоря уже про тактильные ощущения.

Есть еще полностью кожаные сиденья, причем любой вариант отделки можно заказать как в черном, так и в белом цвете, включая белые текстильные коврики. Для нашей весны самое то.

Руль удобный, диаметр и толщина обода оптимальны.
А вот подрулевые лепестки переключения скоростей сделаны из пластика и не вращаются вместе с рулевым колесом. На бюджетных японцах и то лепестки либо алюминиевые, либо вращаются вместе с баранкой. Хотя, в любом случае, подрулевые переключатели это баловство.

негативная подпись Радиальная оцифровка приборов не очень удобна для считывания информации.
Но похоже это фирменная черта Шкоды и интерьерщики от нее не откажутся.

Skoda, как и подобает европейскому автомобилю, кроме фиксированных комплектаций, предлагает еще и множество дополнительных опций. Так, например, количество подушек можно довести до девяти, включая боковые для задних пассажиров и коленную для водителя.

Аудиосистему можно заказать с 10-ю динамиками и эквалайзером, а к ней добавить навигационную систему с ТВ-тюнером. Есть еще люк с солнечными батареями. Батареи вырабатывают электроэнергию для вентилятора, призванного охлаждать салон, когда автомобиль стоит на солнце с неработающим двигателем и т.д.

Сверху на центральной консоли сенсорный дисплей магнитолы.
Снизу блок управления раздельным климатом.

Производимые регулировки салонного микроклимата отображаются на дисплее.

Управлять магнитолой можно как кнопками на руле.
И просто нажимая на экран.

Кроме огромного жизненного пространства, Superb может предложить задним пассажирам информацию о температуре за бортом и текущем времени. Эти данные отображаются на персональном дисплее. Плюс дополнительный прикуриватель, индивидуальные воздуховоды в центральных стойках крыши и отсек для зонта в левой двери. Причем инженеры Шкоды даже предусмотрели дренажные отверстия, на тот случай, если зонт будет мокрый.

Покупателю полагается и сам зонт, но пока автомобили доходят до дилеров, зонты кто-то конфискует. Продавцам приходится дополнительно заказывать этот аксессуар у дистрибьютора Шкода Рус. Клиент доволен, дистрибьютор тоже.

Задних пассажиров можно также порадовать: подогревом сидений, дополнительными лампами для чтения, солнцезащитными шторками на заднем и боковых стеклах, а также ковриками Lounge Step, имеющими специальную подставку для уставших ног, но все это за доплату.

Человек под два метра ростом сможет с комфортом разместиться на переднем сиденье...

...а потом легко сесть «сам за собой».
Вот только, несмотря на простор, задний диван рассчитан на двоих. Среднему седоку житья не даст большой центральный тоннель, в котором размещается не только выпускная система, но и кардан для полноприводных версий.

И стекло не затянет.
И сам не замерзнешь.

— А двадцать минут назад еще ноль был.
Потеплело.

Мотор 1.8 TSI на малых оборотах очень тихий. Настолько, что на Супербе с механической коробкой (ездил я и на таком — ред.) нелегко дозировать тягу при трогании с места. Рискуешь или заглушить двигатель или сорвать колеса в пробуксовку. С DSG все проще, слегка нажал на педаль, и автомобиль плавно покатился, только набрали шестьдесят, а на дисплее уже высветилась седьмая передача.

Ну, а если нет желания экономить топливо, топнул по напольной педали газа и Superb, перещелкнув на несколько передач вниз, рванет вперед. И вот тут уже двигатель ласкает слух басовитым рыком.

Можно перейти и на спортивный режим, тогда коробка будет дольше держать передачи, позволяя двигателю раскручиваться. Но это больше для любителей светофорных гонок, в повседневной жизни режима драйв вполне достаточно даже для спортивного вождения. А ручной режим здесь и вовсе не нужен, тем более с опционными подрулевыми лепестками. Но что поделаешь, модно нынче в Шумахера играть.

Тяга на передних колесах такая, что в момент максимального ускорения передок иногда таскает по мокрой и грязной дороге. И это несмотря на противобуксовочную систему, приправленную сибаритской штучкой EDS (Elektronische Differential Spree). Дело в том, что сегодня в автомобилестроении считается хорошим тоном, когда электронные системы вступают в действие только, если ситуация действительно того требует.

Superb разгоняется настолько быстро,
что успевает даже немного выехать из кадра.

ESP тоже допускает скольжение, но в необходимый момент вмешивается, не дожидаясь корректирующих действий рулем. В большинстве же случаев для динамичного прохождения поворотов хватает возможностей рулевого управления и подвески. Даже забываешь, что ведешь лимузиноподобный автомобиль.

По всей видимости, ради управляемости подвеску сделали жесткой, даже чересчур жесткой для автомобиля, метящего в представительский класс. Одноклассники-японцы гораздо мягче, правда, и рулятся хуже. Но ведь есть еще и Octavia (та, которая второго поколения и недавно пережила рестайлинг), она и управляется отлично, и подвеска у нее скорее плотная, чем жесткая. Там, где Октавию слегка покачивает, Superb ощутимо потряхивает. Невелик и дорожный просвет 158 мм с пакетом для плохих дорог.

ABS, противобуксовочная и Break Assist в стандарте.
Дополнительно ESP с EDS (для машин с DSG в базе) и система помощи на подъеме.

К сожалению, тестовый автомобиль не был оснащен «Ассистентом парковки». Эта система способна практически самостоятельно парковать автомобиль параллельно тротуару.

Парковочные датчики стоят спереди, сзади и еще по одному датчику сбоку на переднем крыле. Боковыми датчиками система сканирует расстояние между двумя припаркованными автомобилями, когда вы проезжаете мимо них, и, если насчитает 6 метров, дает добро на парковку. Водителю остается только включить заднюю передачу и нажимать на газ или тормоз, ориентируясь по датчикам парковки. Руль Superb вращает сам, выбирая оптимальную траекторию. Потом можно включить первую передачу, и автомобиль выровняется относительно обочины.

Можно конечно спорить о том, нужна ли такая система в наших условиях, и нужна ли вообще. Ведь не всегда найдешь необходимое расстояние между припаркованными машинами, а если найдешь, можешь и сам припарковаться. Да и стоит такой ассистент от 22 600 до 56 700 рублей в зависимости от комплектации машины.

Чем дороже комплектация, тем ассистент дешевле. Но вещь, безусловно, интересная, да, в принципе, и полезная, не пристало солидному автомобилю корячиться, пытаясь припарковаться с десятой попытки. Часть денег потраченных на опцию, можно и отбить: «А хочешь я на спор, не касаясь руля, сейчас припаркуюсь?».

К сожалению, фотографий ни боковых датчиков, ни пиктограммы, рисующей траекторию парковки, ни самой парковки без рук на руле мы вам предложить не можем. Мне повезло познакомиться с этой опцией несколько раньше, а тестовый автомобиль, повторюсь, не был оборудован этой системой. Зря, это еще одна возможность показать, на что способна Шкода. Пускай и с помощью Фольксвагена.

Superb положил начало шкодовской традиции указывать название модели еще и на фарах.

Константин Георге, эксперт и автор текста:
На мой взгляд, Superb лучшее предложение в своем классе.

Огромный багажник и салон. Мотор 1.8 тяговитый и экономичный, да еще и легкий, отчего и сам автомобиль, несмотря на размеры, легче многих одноклассников. Качественная сборка и качественные материалы. Технологии на пике прогресса.

Цены тоже вполне адекватные от 879 000 за комплектацию Comfort 1.8 МКПП до 1 449 000 за Elegance 3.6 4х4 DSG.

Но Superb не возглавляет рейтинги продаж. За прошлый год в России продано 1 124 Суперба, тогда как Пассат разошелся тиражом 9 406, а Камри вообще 16 452. Почему?

Тойота - это же Тойота! А Пассат - это же Фольксваген! Народный автомобиль! Да и зачем брать чеха с немецкими агрегатами, когда можно взять «чистого немца»? Пускай и собранного в Калуге вместе с той же Шкодой. Все равно чистого! Смешно...

Наш российский потребитель еще не готов принять Супер Шкоду. А вот сколько времени нужно для готовности - 5, 7, 10 лет? - большой вопрос.

Мнение владельца

Сергей, Superb 1.8 на механике, тканевый салон, пробег 28 000 км.
В автомобиле чувствуется порода.
Но некоторым говоришь: «У меня Суперб».
Они спрашивают: «Это че такое?»
Возьмешь, прокатишь: «Ооо! — говорят, — нормальная машина.
И места столько».
Я заправляю 92-м, так в салоне сказали, приучай к 92-му. И вот было минус 32-33, заводилась нормально. Машина зашибись!

Немного истории

Опыт выпуска машин класса-люкс компания Шкода приобрела в середине 20-х гг. прошлого века, когда у нее завязалось плодотворное сотрудничество с фирмой Испано-Сюиза. Всего собрали 101 автомобиль.


В 1934 году чехи запустили свою собственную модель оригинальной конструкции — Superb (переводится с английского — превосходный, роскошный). Мощность бензинового мотора 2.5 R6 с нижним расположением клапанов составляла 55 л.с., тогда как на лицензионных Испано-Сюизах шестицилиндровый мотор выдавал 135 л.с. Впоследствии мотор форсировали, увеличивая объем до 2,9 л (65 л.с.), затем 3,1 л (85 л.с.) уже с верхнеклапанным ГРМ.

Ограниченной партией была выпущена серия машин с восьмицилиндровыми 95-сильными моторами. Желающий приобрести автомобиль, выбирал один из трех имеющихся типов кузовов: «салон», «седан» или «купе» (для особых заказчиков, вроде медслужб или похоронных бюро, имелись коммерческие шасси, на которые те могли монтировать кузова по своему усмотрению).

К тому же, клиент всегда мог купить «голое» шасси — с мотором и органами управления, а кузов заказать в стороннем кузовном ателье. Стоимость базовой шестиместной версии в 1936 году составляла 63 тысячи крон. Выпускался автомобиль до 1949 года.


В 1991 году Шкоду приобрел концерн Volkswagen, а в 2001 возродили Superb. Но сделали это без особых затрат, взяв за основу длиннобазный Volkswagen Passat пятого поколения, который до сих пор выпускается в Китае на совместном предприятии Shanghai Volkswagen. На автомобиль устанавливались бензиновые и дизельные двигатели объемом от 1,8 л до 2,8 л, мощностью от 101 л.с. до 193 л.с.


В 2009 году появился Superb Combi. Объем багажника, естественно, увеличился: 633-1865 литра в зависимости от трансформации. Подушки задних сидений откидываются, а сложенные спинки образуют ровный пол. Вот только задняя дверь обычная. Гамма двигателей такая же, как и на седане-хетчбеке. В этом году планируются поставки в Россию, но какие будут цены, какие моторы попадут на наш рынок, пока информации нет.

Технические характеристики

Модификация 1.8 TSI 3.6 FSI
Тип кузова четырехдверный седан-хэтчбек
Число мест 5
Объем багажника, л 565 — 1670
Снаряженная масса, кг 1454 — 1471 1665
Полная масса, кг 2074 — 2091 2285
Двигатель бензиновый,
с непосредственным впрыском, турбонаддувом и интеркулером
бензиновый,
с непосредственным впрыском
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 6, V-образно
Рабочий объем, куб.см. 1798 3580
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,5/84,2 89,0/95,9
Число клапанов 16 24
Степень сжатия 9,6:1 11,4:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 152/112/5000—6200 260/191/6600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 250/1500—4200 350/2500—5000
Экологический класс Евро-4
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматизированная механическая, 7-ступенчатая) автоматизированная механическая, 6-ступенчатая
Привод передний полный
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Шины 205/55 R16 225/45 R17
Максимальная скорость, км/ч 220 250
Время разгона 0—100 км/ч, с 8,9 — 8,8 6,5
Расход топлива, л/100 км
городской цикл
смешанный
загородный

10,4
7,6
6,0

14,3
10,0
7,5
Емкость топливного бака, л 60
Топливо бензин АИ-91 бензин АИ-95