Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Государство продлит «автохаляву»

19 октября 2009, 09:32
Программа льготного автокредитования, нещадно критикуемая экспертами, тем не менее, стала визитной карточкой российского правительства в деле стимулирования потребительского спроса.
И разыгрывать эту карту власти, похоже, намерены до последнего. Как сообщила в конце прошлой недели министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, кабинет министров рассматривает возможность продлить действие означенной программы на 2010 г. – и, более того, снять ограничения по стоимости автомобилей, доступных для приобретения на льготных условиях.

Напомним, программа государственного субсидирования автокредитов стартовала в апреле этого года. На ее выполнение было заложено около 2 млрд рублей. Государство компенсирует покупателю порядка 8,5% годовых от стандартной банковской ставки в том случае, если он берет в кредит машину, произведенную или собранную в России. Выдачу кредитов осуществляют три государственных банка: Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк. Эксперты с самого начала предупреждали, что это вряд ли улучшит самочувствие стремительно падающего рынка, который в 2008 г. по продажам вышел на второе место в Европе и пятое в мире с объемом 2,81 млн легковых автомобилей. По итогам же текущего года ожидается снижение на 60%, причем это официальный прогноз Министерства промышленности и торговли, детищем которого и является программа льготного автокредитования.

Ожидаемого ажиотажа не случилось: к июлю в банки поступило лишь порядка 30 тыс. заявок, а удовлетворено было немногим более половины из них. Правительство попеняло банкам на излишнюю осторожность, и в этом есть, конечно, своя правда. Но, с другой стороны, это говорит и о качестве потенциальных заемщиков, клюнувших на щедрое правительственное предложение. Клиенты, интересные самим банкам, не проявили особого интереса к ограниченному условиями программы модельному ряду стоимостью не дороже 350 тыс. рублей, в который вошла вся продукция АвтоВАЗа, "УАЗ Хантер", а также "Фиат Альбеа", "КИА Спектра", "Рено Логан" и "Шкода Фабия".

Минпромторг приложил немало усилий, чтобы исправить ситуацию. Так, в июле максимальная стоимость автомобиля была увеличена до 600 тыс. рублей, а требования по первоначальному взносу снижены с 30% до 15%. Теперь в список входят 50 машин, а модельный ряд дополнился "Форд Фокус", "Шевроле Круз" и "Хендай Акцент". Эльвира Набиуллина подчеркнула, что в сентябре объемы льготного автокредитования выросли в полтора раза по сравнению с предыдущим месяцем.

Министерство также поддержало недавнюю инициативу ФАС отменить ограничения для банков на участие в программе. Сейчас антимонопольная служба ожидает замечаний от Минэкономразвития и Минфина. "Если не достигнем с ними согласия, то внесем документ с разногласиями курирующему вице-премьеру", – цитирует РИА "Новости" заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова. Решение вопроса находится в компетенции комиссии, которую возглавляет вице-премьер Игорь Шувалов. В ФАС полагают, что данная мера послужит стимулом для развития конкуренции всей банковской системы, а не только банков с государственным участием.

Между тем, по словам Набиуллиной, участвующие в программе банки уже уменьшили стоимость кредита. В частности, Сбербанк готов предоставлять льготные автокредиты по ставке 8% годовых. "Создается очень выгодное "окно" для покупки автомобиля, и, думаю, в ближайшие месяцы будет рост объемов льготного автокредитования", – заключила министр. Независимые эксперты настроены более скептически и не ожидают особого всплеска потребления. Они полагают, что эффект от программы мог быть более заметным, если бы она распространялась на все автомобили обозначенного ценового сегмента. Особых надежд на этот год, кажется, не питает и сам Минпромторг. В ведомстве подготовили проект постановления, сокращающий общую сумму субсидий с двух до одного миллиарда рублей. Зато этот "лишний" миллиард планируется потратить в последующие три года. Ранее на эти цели было заложено 4 млрд рублей (в 2010 г. – 2 млрд, в 2011 г. – 1,5 млрд, в 2012 г. – 0,5 миллиарда). Теперь сумма возрастет до 5 млрд, если, конечно, правительство ее утвердит.