Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

ВЦИОМ: Большинство россиян, не являющихся автовладельцами, не планируют становиться ими в будущем

4 марта 2009, 17:52
Большинство россиян, не являющихся автовладельцами (85%), не планируют становиться ими в будущем. Об этом свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Главная причина, по которой россияне не собираются приобретать автомобиль, - отсутствие средств на покупку (47%), чаще это мужчины (50%) и 25-34-летние (60%). Почти каждый третий (31%) заявляет, что не имеет такой потребности - наиболее склонны к такому ответу женщины (33%) и респонденты в возрасте от 60 лет и старше (48%). В качестве других, менее популярных причин, называются мнения, что это опасный вид транспорта (5%), невозможность водить автомобиль по состоянию здоровья (2%), а также ожидание снижения цен (1%).

Подавляющее большинство респондентов с низкой самооценкой материального положения (92%) не собираются приобретать автомобиль. 8% респондентов планируют приобрести машину в ближайшие 2-3 года, 2% - в течение года, только 1% - в течение полугода. И практически никто не собирается приобретать автомобиль в течение ближайшего месяца.

Удобство передвижения - главный аргумент в пользу покупки автомобиля (51%, в 2006г. - 55%). Наиболее склонны сообщать об этом жители средних городов и сел (63% и 64% соответственно) и 18-24-летние (72%). На втором месте (20%) желание поменять старую машину на новую (в 2006г. - 24%), причем чаще об этом сообщают столичные жители (36%) и 25-44-летние (24-26%). 16% россиян автомобиль необходим для работы (16%) - доля таких респондентов наиболее высока среди 25-34-летних (21%) и жителей крупных городов (28%). По 2% россиян заявляют, что хотят сделать подарок или же удачно вложить деньги.

Мужчины и женщины покупают автомобили по разным причинам. Так, мужчины чаще планируют покупку автомобиля в связи с желанием поменять старую машину на новую (26% против 11% среди женщин) и необходимостью для работы (19% против 11%). Женщины более склонны в качестве причин указывать удобство передвижения (58% против 46% у мужчин).

Чаще всего россияне не знают, на какие средства будут приобретать автомобиль (37%, в 2006г. - только 10%). Почти каждый третий (30%) планирует купить его в кредит (в 2006г. - в полтора раза больше, 46%), чаще всего это россияне с доходом от 3 до 5 тыс. руб. на члена семьи (40%). 27% собираются оформить покупку за полный наличный расчет (в 2006г. - 44%). Наиболее склонны к такому ответу респонденты с доходом от 1 тыс. 501 до 3 тыс. на одного члена семьи - 41%). Еще 6% намерены взять деньги в долг у родственников или друзей (в 2006г. такой вариант ответа не предусматривался).

Согласно данным опроса, автомобиль имеется в 39% российских семей (в том числе 2% имеют два или более машин) против 37% тремя годами раньше. За это время произошло значительное обновление личного автопарка за счет иномарок. Так, доля семей с автомобилями отечественных марок упала с 75% до 63% (причем у 49% - новая, а у 14% - подержанная машина российского производства), а владельцев иномарок стало в полтора раза больше: с 27% в 2006г. до 41% теперь (в том числе у 14% есть новая машина иностранного производства, 27% - подержанную). О том, что имеют новый отечественный автомобиль, наиболее склонны сообщать жители крупных городов (23%), подержанный - жители средних городов (59%). Москвичи и петербуржцы чаще сообщают о наличии новой или подержанной "иномарки" (29% и 39% соответственно).

Опрос был проведен 21-22 февраля 2009г. В нем приняли участие 1,6 тыс. человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.