Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

В российском автопроме — победа за победой. Но что стоит за заявлениями Минпромторга на самом деле

ясно-понятно
Сегодня, 15:00
Фото: фирмы-производителя
В России перезапущены все автозаводы, оставленные западными компаниями. Новость как будто хорошая, если не вдаваться в детали.

Утиль раздора

В минувший уикенд в Сибири и на Дальнем Востоке митинговали против грядущего повышения льготного утильсбора. «Утиль» — это такая такса Шрёдингера: ее платят поголовно все импортёры и производители в стране для того, чтобы машину по истечению срока службы можно было безопасно утилизировать и собрать с нее по максимуму вторсырья. Срок службы, по мануалу, — это обычно 6–8 лет.

Все же после 6–8 лет владения сдают автомобили в переработку, не так ли? И вы тоже постоянно так делаете, да ведь?

Вот и получается: деньги на утилизацию исправно собирают, а утилизации как таковой нет.

Тогда есть вторая сторона медали: деньги, которые не пошли на утилизацию, идут на поддержку промышленности. В этом смысле «утиль» выступает мерой протекционизма: российские заводы его тоже платят, но им Минпромторг потом дает жирный кешбек в зависимости от глубины локализации. Логика понятна, автогигантам дают прозрачный намёк: импортируешь — плати по полной, или открывай производство — и крупно сэкономишь.

Когда стало очевидно, что очередное повышение «утиля» (а его и так индексируют ежегодно) в народе очень непопулярно, пошел прогрев с посылом «Как же здорово все будет!» На эту тему высказались все крупные промышленники вроде «АГР» (перезапустили завод VW в Калуге) и «Автотора» (крупнейший частный завод страны в Калининграде).

Сборка Tenet на заводе «Агр», Калуга

Алексей Калицев из «АГР» (раньше рулил питерским заводом Hyundai) посчитал «своевременным предложенные механизмы в расчете утильсбора». Его коллега из «Автотора» Денис Пак назвал повышение «утиля» шагом, «направленным на устойчивое развитие автомобильной отрасли и повышение ее технологической независимости».

Финализировал прогрев министр промышленности Алиханов, который в очередной раз подчеркнул: собранные средства «идут на поддержку автостроения, самолетостроения и других отраслей промышленности, которые формируются за счет утилизационного сбора».

И, по мнению все того же министра Алиханова, все задуманное работает. Ранее он же не без гордости заявлял, что «мы перезапустили все заводы, с которых ушли западные компании». На то, как именно перезапустили, мы посмотрим чуточку ниже. А пока — полминуточки истории.

Немного контекста

За первую четверть XXI века в России вырос самый крупный автопром Восточной Европы. Все мировые гиганты (Volkswagen, Toyota, Renault, Hyundai) навтыкали по всей стране заводов-стотысячников, кто-то — не по одному. Совокупная мощность — до 3 миллионов автомобилей ежегодно. В Турции нет такого автопрома, в Чехии и Словакии нет — вообще нигде в Восточной Европе подобного кластера не было. Ближайшая аналогия — Европа западная: если смотреть совокупные мощности германских заводов, то получается что-то в районе 4–4,5 миллионов автомобилей в год.

В российском автопроме — победа за победой. Но что стоит за заявлениями Минпромторга на самом деле
Фото: фирмы-производителя

Головной завод Volkswagen, Вольфсбург, ФРГ

Так вот, в России было понастроено заводов совокупно на 3 млн штук. В 2022 все мировые гиганты встали и ушли, на высвободившиеся мощности стали искать хоть кого-нибудь. Поиски оказались скорее бесплодными: китайские товарищи делиться технологиями, знаниями — да хотя бы просто машинокомплектами для примитивной «отверточной» сборки — не захотели.

В российском автопроме — победа за победой. Но что стоит за заявлениями Минпромторга на самом деле
Фото: фирмы-производителя

Временами получалось откровенное фиаско, как в Петербурге: на оставленном «Ниссаном» заводе пробовали запустить сборку Bestune от китайской FAW — китайская FAW слилась в последний момент. Получилось немного неловко: красную ленточку на ПМЭФ уже торжественно перерезали. Сейчас релиз и фото с сайта ВАЗа удалены. Но интернет все помнит.

У других не лучше: за неимением хороших партнеров во многих местах пришлось заниматься сборкой металлолома. У калининградского «Автотора», например, в партнерах раньше были KIA и BMW. Чтобы загрузить простаивающие мощности, пришлось набирать бренды вроде BAIC и Kaiyi, которые никто не покупает.

«One Goyda After Another»

Но в итоге, по словам министра Алиханова, все автозаводы иностранных компаний перезапустили. А скоро еще приподнимут льготный утильсбор — чтобы этому производству помочь. Помощь и правда как будто требуется. Возьмем хотя бы бывшую площадку Renault в Москве. В начале 2020-х там собирали хитовые Duster и Kaptur, а еще — чуть менее хитовую «Аркану». Для сравнения возьмем 2020-й — черный год в истории российского авторынка, когда все сидели по домам на карантине и машины не покупали. Тем не менее, за 9 месяцев того года Renault произвела и продала почти 50 тыс. машин. У их преемника — «Москвича» — успехи такие лишь:

В российском автопроме — победа за победой. Но что стоит за заявлениями Минпромторга на самом деле
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

«Москвичи» те, кстати, пытаются всучить чуть ли не силой. В екатеринбургском салоне в сентябре-2025 менеджер сказал мне, что за 1,5 млн реально уехать на кроссовере «3» по госпрограмме.

— Но постойте, она ведь только для льготников вроде педагогов?
— Не переживайте, мы сделаем из вас педагога.

«А потом мужчину», — подумал я. И незамедлительно ретировался из шоурума.

Дальнейшее сравнение «в лоб» затруднительно. Бренд Xcite, под которым в Петербурге год собирали кроссоверы Chery, статистику раскрывает очень выборочно. Сейчас производство этих кроссоверов свернуто, площадку переориентировали на сборку Lada Iskra. Есть цифра примерного тиража выпуска с января-2024. И даже если сравнивать все в совокупности, то во времена Nissan как-то повеселее было:

В российском автопроме — победа за победой. Но что стоит за заявлениями Минпромторга на самом деле
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Не до конца корректно сравнивать продажи Tenet и Volkswagen-Skoda, которые на той площадке делали «Тигуаны» и «Рапиды». А Tenet делает тоже Chery. Новый бренд запустили только в этом году, производство еще только наращивают, но даже со всеми оговорками результаты не впечатляют:

В российском автопроме — победа за победой. Но что стоит за заявлениями Минпромторга на самом деле
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Зато понятно, почему Алексей Калицев так заинтересован в своевременном пересмотре ставок утильсбора. Следом в этом должен очень заинтересоваться АвтоВАЗ: при «варягах» на площадке в Тольятти собирали Renault Logan и Sandero II поколения. Теперь собирают Lada Iskra — суть импортозамещенный Logan III. Он полностью технологически суверенный, от импорта и прихотей «варягов» не зависящий. Но как будто что-то не так:

В российском автопроме — победа за победой. Но что стоит за заявлениями Минпромторга на самом деле
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Возможно, «Искре» даст ускорение начавшаяся сборка в Питере. Но еще вернее будет отменить льготный утильсбор для машин слабее 160 сил.

Сборка Lada Iskra в Петербурге

Кирилл Зайцев