В былое время звучало бы глупо: у автомобилей на вторичном рынке была лишь остаточная стоимость. То есть то, что осталось от былого величия — обычно процентов 60–70 от стоимости в салоне за 3 года до этого. Времена сильно поменялись, и стоимость подержанных машин постоянно растет. И то, что было куплено 3 года назад, сегодня оказалось вполне себе инвестиционным инструментом. Не верите? Живые примеры.
Осень 2021, полная горизонтов и перспектив. Вы впервые за 2 года прямым рейсом вернулись из отпуска в Европе, где бесплатно привились «Моденой» или «Пфайзером» (да, в 2021 в Европе. россиян. бесплатно. прививали. от ковида). За ваше отсутствие на российском рынке появилась самая хайповая новинка вообще — «Крета».
Они называли ее «2-е поколение», но вранье: глубокий рестайлинг первого. Не суть. За машиной мигом выстроились очереди, завод в Питере не успевал удовлетворять страждущих. Но, допустим, вам неимоверно повезло и вы выхватили по рекомендованной розничной цене новую «Крету» за безумные для «бюджетника» — 1 199 000 ₽. Хотя вы могли поступить иначе — не побояться прослыть большим оригиналом (или маргиналом) и взять новый Geely Atlas Pro, сильно дороже, но и сильно лучше: от 1 834 990 ₽.
Ту же сумму, в принципе, можно было положить на депозит. Но не очень выгодный: ключевая ставка была низкой, банки давали максимум 6,4333% годовых. А потом случились некоторые вещи, цены на автомобили и ключевая ставка ЦБ начали ралли-рейд со все новыми и новыми рекордами. В этой точке пространства-времени мы имеем вот что: бэушный автомобиль 3 года спустя после выезда из салона стабильно стоит дороже себя нового.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
По всему выходит так, что покупатель Atlas Pro сегодня продаст его с наваром свыше полумиллиона рублей, а владелец «Креты» — и подавно сделает никак не меньше 1+ млн. Что заработал за тот же срок владелец «длинного» депозита? Ну, тыщщонок триста есть, да.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Но вот сегодня мы наученные и мудрые. Попробуем прикинуть, что лучше: закинуть миллион-другой на депозит под (теперь уже) высокий процент — или все-таки взять «Крету» (которая теперь как бы не Hyundai, а Solaris HC)?
И тут важный дисклеймер. Все, что ниже — дичайшая спекуляция и «что если…», над которой посмеются видные аналитики. В расчетах мы сделаем множество допущений, потому что никто не знает, что будет завтра (только Эльвира Сахипзадовна Набиуллина). Не исключены вообще никакие сценарии, включая заморозку вкладов ради обуздания инфляции. Что? Да. Geely Atlas Pro за 2,4 млн на вторичке тоже никто не ждал, а оно — вот оно.
Короче, ни в коей мере не является инвестиционной рекомендацией.
Главное допущение, которое надо сделать: цены на авто продолжат прибавлять такими же темпами. Новый Atlas Pro за 3 года прибавил к стоимости 25,73%, новая «Крета» — 109,59%.
Дальше они пойдут на вторичку.
В среднем цены на вторичке (оценка auto.ru) прибавляли ежегодно по 35% (2022) и +30% (2023). Если подержанные машины и дальше продолжат дорожать на 30% в год, то
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Вы очень удивитесь, но и в этом теоретическом сценарии со множеством неизвестных и допущениями вклады (даже если их не заморозят) все равно проигрывают подержанному «китайцу».
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Впрочем, повторюсь: не исключен вообще никакой сценарий. Вполне может статься, что все ушедшие компании вернутся, расчехлят свои заводы, снова начнут миллионами клепать «Поло», «Рио», «Солярисы», «Камри», цены вернутся на уровни поздних «десятых» и все резко станет хорошо, а покупатели Atlas Pro за 2,4 млн останутся в дураках.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Хотя прямо сейчас проще поверить в существование двери в Нарнию у себя в шкафу, чем в такой сценарий. И я бы вложился в Geely, а не в банк.