Что случилось? Россияне охладели к «энергопереходу»? Или безудержный рост предыдущих лет основывался лишь на «низкой базе» и сейчас пришел в какое-то равновесие и принял финальный облик? И отныне ~1000 штук новых и ~1000 штук подержанных в месяц — это и есть та реальная потребность покупателей в «электричках»?
Думаю, да. Произошло насыщение и стабилизация рынка, теперь видна реальная потребность страны в «электричках» — она вот такая: 1000—1200 штук в месяц при общем месячном тираже 150 879 штук (сентябрь'24). Для дальнейшего роста потребуются какие-то дополнительные стимулы: снижение цен, рост инфраструктуры, субсидии, дотации, но речь не об этом.
Речь о том, каково живется средневзвешенному владельцу электромобиля. Мы прошлись по бортовым журналам и пользовательским отзывам на нескольких ресурсах, и картинка рисуется такая. Для рассмотрения не брались премиальные электрички вроде всякого «Ли Сянь», ибо если у человека нашлось 8–20 миллионов на машину, то, наверное, у него все хорошо. Он вряд ли знает о проблемах публичных зарядок, как выглядит 10-рублевая купюра, морозы в гараж его поместья (или теплый паркинг под землей) не забираются. О чем тут говорить вообще? Давайте пойдем в самую глубь народа — туда, где
Самый массовый электромобиль страны, поистине «народная» электричка с огромной фан-базой. Причем преимущественно в тех регионах, которые климатически комфортными назвать можно не без некоторой сильной натяжки (Сибирь, Дальний Восток).
И в восторге от «Лифов» там не все:
«Про экономию (глобально) — нет ее с этим автомобилем. Батарея сдохнет, и вторичная продажа убьют все ваши гордые «езжу мимо заправок»… В целом это просто бюджетный хетчбэк, на который задран ценник, как на электричку и санкционное авто. Вот и весь сказ».
Про «гордые проезды мимо заправок» — это, видимо, какой-то расхожий локальный дальневосточный мем. Потому что в другом месте говорят о том же самом:
«Повод для широкой улыбки — проезд мимо автозаправок. Но я бы так широко не улыбался, не будь у меня персонального гаража с персональной зарядкой».
К дизайну владельцы Leaf безжалостны. В лучшем случае:
«Внешний вид на любителя».
А то и:
«По моему мнению, на фото эта машина выглядит просто ужасно. Несуразный пучеглазик. Какое-то земноводное. Смесь ежа с лягушкой. В реальности — все немного лучше».
Что до суровых климатических условий, то жизнь с Nissan Leaf куда лучше, чем может показаться в теории:
«Реальность такова, что при температурах теплее -10 (все календарное лето!) «Лиф» намного комфортнее бензиновой машины. Но когда начинает холодать (ниже -20), то уже некомфортно. Жалко тратить драгоценный остаток заряда на полноценное отопление, начинаешь экономить».
«…Зимой морозы у нас под -30, автомобилем очень доволен, радует подогрев всех сидений и руля, а также печка — в любой мороз начинает дуть горячим воздухом через 10–20 секунд. Не надо ничего прогревать: сел в машину, нажал на кнопку, включил печку и поехал (радуясь жизни)».
Добавляет радости и стоимость пробега:
«На зарядку с 5% до 100% уходит 5–8 часов от бытовой сети, на 100 км пути еще не уходило больше 65 ₽».
«Одна зарядка на 100% обходится примерно 40 ₽, хватает на 100 км — это сейчас, в марте. Дальше посмотрим, что и как».
Ну и как суммирующий-резюмирующий — вот такой типичный отзыв «лифовода»:
«Лиф» эксплуатирую ежедневно. Электромобиль приносит каждый день только позитивные эмоции, экономию бюджета».
В отзывах на «3е» удивляет то, насколько по факту это бедный автомобиль. Типичный бортжурнал владельца после выезда от дилера:
«…Поставил газовые упоры капота, сделал антикор, сделал шумоизоляцию».
Камон! 2024-й, новая машина из салона за 4+ млн — «сделал антикор»? Мало-мальски современный автомобиль «из салона» при нормальной эксплуатации ближайшие 10–12 лет не должен привлекать внимания к коррозийным вещам, потому что с завода нормально проантикорен (ну, если это не Audi или другой VAG европейской сборки, у которых задиры и рыжики на арках появляются чуть раньше). Но либо с «Москвичом» это не работает, либо владелец просто тревожный и дует на воду.
Еще тревожнее отзывы о живучести батареи — одного из фундаментальных узлов электромобиля:
«В морозы -26 машина простояла 6 дней, по информации на приборке сохранила заряд. Однако после пробега 80 км и постановки на зарядку после 5 часов заряд не увеличился совсем. На следующий день ситуация повторилась. Получается, на холоде батарея теряет емкость?»
Но больше всего владельцев «Москвичей» даже в самой Москве напрягает необходимость подзаряда.
«Утро начинается не с кофе. Говорить о том, как круто ездить на электротяге, не могу, вся экологичность упирается во время. Приходится выезжать за 1,5—2 часа на работу, чтобы потратить утро на поиски розетки».
И это у них там, в Москве, зарядками утыкан весь город. Но владельцы не выдерживают:
«Прошло 4 месяца. Поступил как известный чел из Екб: «Я устал, я ухожу». «Новые технологии» не прижились в моей жизни, самый ценный ресурс человека — это время. И терять его нет никакого желания. Полная зарядка занимает 1ч 40 мин — 1ч 55 мин на «быстрых» станциях, на медленных — 22 кВт — от 8 часов. Но за 1 раз можно стоять на зарядке не более 5 часов, а заряда хватает на 275 км, это очень мало. Итог: в целом задумка иметь электромобиль в Москве неплохая, но это не может быть единственный авто: 2-й, а лучше 3-й».
Если с «Москвичом» так тяжело в Москве, то что же будет за МКАДом?
Один владелец ID.4 прекрасно описал типичное путешествие типичного хозяина «электрички».
«Из Армении выехал с 80% заряда. Доехал до Натахтари (Грузия) с 22%, пробег — 290 км. Добродушные хозяева позволили «прикурить» авто от розетки 220 В. На следующий день выехал с 72% заряда, 130 км в гору до Гудаури. После — спуск, накатом можно практически до Владикавказа и зарядить аккумулятор через рекуперацию. Благополучно доехал до границы с РФ. Далее — на эвакуатор, я же тем временем доехал до своего городка на поезде».
Красивое. Просить людей добрых, чтобы дали «прикурить». Ехать в горку и молиться, чтобы хватило и чтобы на спуске рекуперацией в батарею вернулось хоть что-то. А потом поставить авто на эвакуатор и ехать домой на поезде.
Отпуск не мальчика, но Мужа. Автомобильный туризм в его высшей форме.
[Прекрасно представляю места, которые описывает автор, и оффтопом вставлю вот что. На том же отрезке VW такого же размера, только бензиновый, показывает 3,8—4,6 л/100 км в зависимости от сезона и загрузки. И всегда есть уверенность, что бензина точно хватит хоть до Тбилиси (туда), хоть до Степанцминды (если обратно)]
Ну ладно. Зачем на пустом месте разводить спор «Электричка или не электричка». Тут люди свой выбор сделали, и от городской эксплуатации у владельцев ID.4 восторг щенячий. Как Патруль, только восторг:
И выгодно:
«Дешевая ежедневная езда. Пример: 50 кВт на 100 км по городу — 200 ₽ зимой, летом — 80 ₽».
И удобно (если не ездить в Тбилиси с Урала):
«Одной зарядки (от 20 до 80%) хватает порядка на 300—350 км зимой по городу».
Люди довольны, в общем:
«Авто качественное. Хорошо сбитое, современный дизайн, все очень удобно и находится на своих местах. Пробега действительно хватает на 500+ км. Авто большое, размер «Тигуана». Много ультрасовременных фишек, как на премиуме. В общем, всем рекомендую».