От шока'22 (см. «В России полностью кончился автопром») быстрее других отошел калининградский «Автотор», который уже к старту 2023-го загрузил конвейер… всяким. Китайские товарищи очень неохотно (вообще никак) инвестируют в производство на российской земле, и с уже имеющимися площадками соглашаются работать совсем уж маргиналы автопрома КНР вроде JAC (т. н. «Москвич», КАМАЗ, Sollers), Kaiyi, BAIC, SWM («Автотор»).
Три последних и встали на калининградский конвейер. Тогда казалось — ура: «Автотор» — тигры. И это так, но примерно сразу завод оказался втянут в череду местечковых локальных скандалов. Первый раз, когда выяснилось: «Каи» никому не нужны. Заводские склады были забиты готовой продукцией, которая по дилерам расходилась очень неохотно. И, видимо, до сих пор расходится — в наличии у многих продавцов до сих пор машины 2023 г. в.
Дальше была непонятная муть с и без того мутным брендом SWM. Он позиционируется как «итальянский», хотя итальянского там — как во мне сомалийского. Дальше сертификация SWM в России затянулась, а теперь ситуация и вовсе обернулась для «Автотора» катастрофой. Бывший партнер — дилерский холдинг «Обухов-Моторс» — отсудил крупную сумму и вышел из совместного проекта: предоплата за крупную партию машин была внесена, график поставок из-за затянувшейся сертификации сорвался, а сами машины оказались брак браком. «Автотор» с SWM’ом остался один на один, еще и в долгах.
Как будто и этого было мало, к «дочкам» завода — дистрибьюторам Kaiyi, BAIC и SWM — выкатили иски рекламные агентства, которые полгода не видели денег за PR- и рекламное сопровождение.
Итого: миллиард рекламщикам (в процессе), 157,2 млн — «Обухову» (уже отсудили). Как «Автотор» будет выгребать из этого фиаско — вопрос открытый. Если выгребут, менеджменту надо ставить памятник. В конце концов, не их вина, что с российской стороной готовы работать только «итальянские» маргиналы без роду и племени. До 2022-го «Автотор» прекрасно работал с BMW и Hyundai/KIA.
Взрывного роста продаж Kaiyi, BAIC и SWM ждать тоже не приходится: судя по отзывам реальных пользователей, машины и правда «помоечки».
На кроссовер Kaiyi X3 на удивление немало хороших отзывов. Возможно, потому, что в «анамнезе» у владельцев было такое:
* орфография и пунктуация авторские с минимальной редактурой
После четвертого «Гольфа» 99 г. в. Kaiyi, наверно, и вправду ничего так. Да и достоинств наберется порядочно:
Последнее — зря: менеджер врет, как Троцкий. Локализация Kaiyi околонулевая. Цитирую официальное сообщение завода: «… выпуск продукции осуществляется в режиме промышленной сборки на базе сваренного и окрашенного кузова с частичной локализацией компонентов первого уровня. В дальнейшем предусмотрен переход на полный цикл производства». В переводе на русский — к уже готовой (еще в КНР) машине пока что только прикручивают колеса, возможно, скоро локализуют производство ковриков и каких-нибудь стекол.
Возвращаемся к отзывам владельцев Kaiyi X3. Машина (на фоне ВАЗ 2110), похоже, огонь:
Последний тезис опровергают отзывы владельцев других Kaiyi — седанов E5. Как раз таки запчасти и сервис в широком смысле — больное место:
Это отзыв из Екб. Но и в Мск проблемы те же:
В целом для владельцев Kaiyi E5 характерна некая неуверенность в завтрашнем дне:
И это у человека еще шаровые и коробка живы.
Положительных отзывов на седан BAIC U5 немало. Только пишут их почему-то пользователи с именами «РОЛЬФ Алтуфьево BAIC» и «РОЛЬФ Лахта BAIC». Пользователи с именами «Иван» и «Андриан» куда менее лояльны к автомобилям BAIC, чем дилеры BAIC.
На самом деле ошибка выскочила чуть раньше, когда человек поехал к дилеру за «Баиком». Но не будем зубоскалить. Что же там за ошибка?
Возможно, это такой единичный случай? По электронной части — точно нет:
Но немало и пятизвездочных отзывов:
Будем надеяться ©
Удивительно, но после всех проволочек, стоивших «Автотору» многомиллионных убытков, SWM доехали до дилеров, и их даже кто-то покупает. А отзывы — сплошь положительные. Правда, они меня смущают: тексты написаны как будто плохим копирайтером (или нейросетью), содержат повторяющиеся паттерны в своей структуре (как будто составлены по одному ТЗ), а прикрепленные к отзывам фото почему-то с китайскими госномерами на авто или с крупными планами деталей интерьера, по которым трудно идентифицировать место съемки.
И еще деталь: несколько отзывов начинаются с одинакового захода:
Вы знаете бренд «Шинерай»? Нет? А вот случайные покупатели SWM знают. В целом такие нюансы из истории брендов вообще остаются вне поля зрения покупателя / блогера / профильного журналиста. Зато эти нюансы хорошо знают маркетологи автосалонов.
В общем, у меня сомнения в реальности отзывов, но объективности ради приведу резюме из нескольких:
Единственный отзыв, похожий на пользовательский, я нашел такой: