История Vesta (названной в честь античной богини домашнего очага) похожа на античную трагедию. Машина, придуманная и созданная тольяттинскими инженерами, доводилась до ума специалистами со всего света: финальное тестирование — на полигонах Испании, за наладку конвейера отвечали чешские специалисты. Очевидно, что и внутри Vesta была плодом кооперации Тольятти со всем светом.
А потом это кончилось. Причем сразу после премьеры рестайлинговой версии. И следующие 2,5 года вазовские специалисты судорожно решали вопрос, как все кончившееся вернуть назад. В разное время Vesta приезжала к дилерам то без вариатора, то без ABS, то без подушек безопасности — а то и без всего этого разом. Коррекции одно время подвергалась и линейка двигателей: к «Весте» прикручивали старый, чахлый, зато посконный и импортозамещенный 90-сильный агрегат (всегда по умолчанию шел 106-сильный того же объема).
Мощная победа — зима-весна текущего года: на Vesta вернулся вариатор. Изначально (с 2019-го) там стоял «рено-ниссановский» агрегат Jatco, потом стоять перестал — Vesta оказалась безальтернативно трехпедальной. Производство своей альтернативы — «робота» с одним сцеплением ZF — АВТОВАЗ тоже не смог продолжить: «потроха» того «робота» разрабатывались в кооперации с германской ZF. А где теперь та ZF?
Фото: фирмы-производителя |
---|
Решение АВТОВАЗ нашел на загадочном «востоке» у «восточного партнера». Какого — в Тольятти упорно не называют. Но круг поисков сужается даже на бескрайнем востоке: Монголия неизвестна своими вариаторами, не слыхать об успехах вариаторостроения и в КНДР. Получается, на «Весте» стоит китайский вариатор от китайского партнера из Китая.
Но то была только половинка победы, не хватало одного кусочка: системы стабилизации. В быту ее чаще всего называют по имени прародителя — «И Эс Пи». Хотя маркетинговых обозначений конкретных решений может быть масса. АВТОВАЗ говорит, например, что вернул на Vesta систему «ESC». Не суть.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Система ESP (Electronic Stability Program) дебютировала в 1995 году на модели Mercedes-Benz S-Class Coupe. Она разработана компанией Bosch и предназначена для улучшения курсовой устойчивости автомобиля, предотвращая занос и боковое скольжение.
Если кто забыл
Система ESP (Electronic Stability Program) использует множество датчиков, которые отслеживают скорость вращения колес, угол поворота рулевого колеса, поперечное ускорение и угловую скорость автомобиля. Все данные поступают в электронный блок управления (ЭБУ), который анализирует информацию и определяет, когда автомобиль начинает терять устойчивость.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Примерные траектории движения с ESP и без |
Если система обнаруживает занос или потерю управления, она автоматически вмешивается, подтормаживая одно или несколько колес и/или уменьшая подачу топлива, чтобы стабилизировать автомобиль. ESP работает в тесной связи с ABS (антиблокировочной системой тормозов) и системой контроля тяги, что позволяет эффективно предотвращать аварийные ситуации.
Возвращаемся к победам
Собственно, раньше поставщиком ESP на конвейер АВТОВАЗа был прародитель системы — Bosch. Теперь — российская ИТЭЛМА. Но без технических подробностей: не исключено, что тоже взяли готовый узел «на востоке» у «восточного партнера».
Зато не без гордости сообщают, что новый узел испытывали в течение двух лет в различных климатических условиях и на всевозможных дорожных покрытиях, включая зимние полигоны и дороги общего пользования. Цен на Vesta с ESC пока нет, но расклад по импортозамещению и обретению технологического суверенитета к этой минуте был такой:
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Раньше по такой же схеме технологического суверенитета удалось добиться для семейства Largus: в рамках подготовки по камбэку модели на конвейер производителю пришлось заместить сотни позиций производства «недружественных» стран и компаний. Тоже не без потерь:
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|