Члены Общественного совета при Минтрансе России, эксперты «Высшей школы экономики» и общественные организации разработали рейтинг регионов по уровню безопасности движения. Это первый подобный независимый проект, раньше результаты исследований об аварийности представляло только МВД.
В основу взяли данные за 2023 год из официальных открытых источников: ГИБДД, Росстата, МВД, передают «Известия». Кроме данных об аварийности в документе учли уровень финансирования развития дорожной инфраструктуры, количество камер и автомобилей. Города федерального значения — Москва, Петербург и Севастополь — в рейтинг не включили, потому что в этих мегаполисах более плотное и медленное, а потому более безопасное движение.
По схожим причинам в списке нет Чукотского и Ненецкого автономных округов, где жителей и транспорта значительно меньше, чем в других областях и краях. Также тут сравнительно наибольшая протяженность дорог и незначительное число дорожных аварий.
Рейтинг разделили на четыре уровня: передовой, высокий, средний и низкий.
Передовыми по итогам 2023 года признали шесть субъектов федерации. Свердловская область в нем на пятом месте. Первые четыре строчки занимают Чечня, Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Калининградская область. Замыкает список лидеров Томская область.
Высоким считается уровень дорожной безопасности в Башкирии, Марий Эл, Татарстане, Удмуртии, Якутии, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Саратовской, Псковской, Тамбовской, Тверской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областях, а также в Алтайском, Красноярском, Пермском, Приморском краях.
Средний уровень присвоили Адыгее, Алтаю, Дагестану, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Карелии, Крыму, Северной Осетии, Чувашии и Хакасии, а также Ставропольскому, Камчатскому, Краснодарскому, Хабаровскому краям.
Также в списке Амурская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кировская, Кемеровская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Новгородская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Смоленская, Тульская, Ярославская области и Еврейская автономная область.
Низкий уровень безопасности дорожного движения в Ингушетии, Калмыкии, Мордовии и Тыве, а также в Курганской области и Забайкальском крае.
Документ должен помочь регионам сформировать план мероприятий по повышению безопасности движения, уточнила глава Общественного совета при Минтрансе Татьяна Горовая.
В ряде субъектов, по ее словам, аварийность растет из-за увеличения числа грузовиков на дорогах из-за произошедшей после введения санкций переориентации грузопотоков с запада на юг и восток.
«Мы будем сигнализировать в федеральный центр, чтобы обеспечить дополнительную поддержку регионам, оказавшимся в хвосте списка», — добавил зампред Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. Рейтинг, по его словам, направили в ГИБДД и Минтранс.
Есть эксперты, сомневающиеся в объективности рейтинга. Замруководителя Центра организации дорожного движения по Дагестану Руслан Гаджибагомедов назвал критерии оценки регионов сомнительными.
«В передовых значатся регионы с незначительной дорожной сетью и числом камер на них. Регионы с развитой дорожной сетью ставятся в заведомо невыгодное положение», — объяснил он.