На Московском автосалоне (ММАС) посмотреть-потрогать было можно, купить — нельзя. То было мотор-шоу мирового уровня, стоявшее в одном ряду с Франкфуртом (по нечетным годам), Парижем (по четным), Токио (по нечетным). То есть туда свозили не просто все, что удалось найти на барахолке, а мировые премьеры — как, например, новое поколение Mazda 6 в далеком теперь 2012-м или рестайлинговую Audi A6 еще раньше.
Выставка-ярмарка — это когда можно не только посмотреть, но и тут же купить. Если в кармане случайно завалялось от 2 до 20 миллионов рублей.
Единственная прямо премьера-премьера выставки — новый кроссовер Jetour X50, который на полном серьезе называют «бюджетным», потому что его начальная стоимость не пробивает отметку «2 млн» (1 990 000 ₽). При этом «премьера» ≠ «новинка»: X50 — это рестайлинговая версия дешевого китайского кроссовера Soueast DX5, которому уже лет пять как.
По технике — ничего удивительного и нового: мотор 1,5 (атмосферный в начальных, турбовый — в топовых версиях), механика или робот с двумя сцеплениями. Все то же самое, что в любом другом китайском кроссовере до 10 миллионов рублей, не о чем даже и говорить.
Конкурент Porsche Taycan и Tesla Model S, пятиметровый лифтбек под знаменитым британским брендом (правда, под чутким патронажем китайской Geely и с китайским же инжинирингом). Последний не посрамил память прославленных предков: у машины силовая установка на 612 л. с. / 710 Н*м по умолчанию или 905 л. с. / 985 Н*м в топе. Как результат — 0–100 за 2,78 сек. Для сравнения: болиды Lotus Формулы-1 турбоэры 1980-х годов могли разгоняться с 0 до 100 км/ч примерно за 2,5—3 секунды.
Опять же с оглядкой на автоспорт машина получила активную аэродинамику: двусоставное антикрыло на пятой двери генерирует 215 кг прижимной силы, задний диффузор (отводит воздух из-под днища, создает разрежение, увеличивая прижимную силу) подвижный, а жалюзи переднего воздухозаборника открываются или закрываются в зависимости от текущей цели (дать тяговой батарее больше охлаждения набегающим воздухом / снизить лобовое сопротивление).
За весь этот гоночный хайтек «серовозы» просят сравнительно недорого: 11,5 миллионов ₽. Но это, скорее, под заказ и с какой-нибудь документальной мутью. Из «наличия» (растаможенные, с уплаченным утильсбором) агрегаторы видят другой порядок цен: 17–19 млн ₽.
Плюс-минус что-то такое же в плане техники, но принципиально другое в плане «обертки». Породистый европейский автомобиль с родословной (даже после перехода в китайский вассалитет) — это всегда Имя и Фамилия. Или буквально (Ferrari, Porsche), или фигурально (Lotus). У чистокровного китайского нувориша — ни роду, ни племени, ни династии, ни былых успехов. А вместо имени и фамилии — индекс, сгенерированный нейросетью по принципу «Проверим, человек ли вы».
Хотя, если покупателю «чистота» породы не важна — отличный вариант, чтобы ездить быстро. Это один из самых мощных и быстрых электромобилей на рынке, он оснащен тремя тяговыми моторами, которые обеспечивают суммарную отдачу в 1225 л. с. / 1230 Н*м. 0–100 — 2,3 сек. у базовой версии. А бывает еще ультимативная (Ultimate), там обещаны 1,9 сек. Смотрели агитку «Top Gun» с вечно молодым Томом Крузом? Вот при пуске катапультой истребителей с авианосцев перегрузки пилотов на старте примерно такие. Это довольно трудно описать словами: тебя вжимает в кресло, плющит, делает плоским, а сознание отключается на те самые 1,9 сек. Крайне интересный опыт, за такое не жалко отдать 18 781 518 ₽. Хотя куда дешевле слетать в Абу-Даби, где в парке Ferrari World такой катапультой запускают вагонетку на самой быстрой из «американских горок».
Переводчик говорит, что дословно с китайского это «Сила Леопард». Суббренд BYD, созданный с прицелом на брутальные внедорожники. Что довольно странно, учитывая технологическую сложность и навороченность автомобиля — на бездорожье это скорее серьезный недостаток, чем достоинство.
Fang Cheng Bao — это гибрид, который приводится в движение связкой ДВС+электромотор+батареей на 125 км чистого «электропробега». Но при этом машина, как и все классические внедорожники прошлого, рамная, с очень жесткой конструкцией шасси и кузова. Крайне необычный и весьма любопытный «кентавр», UAZ Patriot не курильщика, но здорового человека. Кто захочет поэкспериментировать — готовьте 5,9 млн ₽ минимум.
Тут пятью-девятьсот не отделаешься: за U8 просят добрые 20 000 000 ₽. Это теперь как «Роллс-Ройс», только «Янь Вань». Машина тоже гибридная (1197 л. с. / 1280 Н*м), и тоже рамная. И тоже «из коробки» вроде как должна уметь в серьезное бездорожье. Уровень просвета, например, можно регулировать в диапазоне туда-сюда на 15 см, конструкция днища и воздухозаборников позволяют машине плавать (максимальная глубина преодолеваемого брода — рекордные 1,4 м) и делать это на максимальном стиле (7 экранов в салоне, массаж, вентиляция, спутниковый телефон — все дела).
Запас хода на чистом электричестве, правда, какой-то несерьезный: 180 км «по паспорту», то есть в реальных условиях едва ли пробежит и сто. Впрочем, людей, способных потратить 20 млн на такой внедорожник, это вряд ли должно смущать, тем более — останавливать.