Президент АВТОВАЗа день через день в интервью стенает и жалуется на китайских автопроизводителей и призывает власти что-то сделать. Некоторые из заявлений чиновника последних дней:
— «Китайцы работают в наиболее маржинальном сегменте рынка, то есть меньшим количеством автомобилей они собирают больше денег. Нас выдавливают вот в этот низкомаржинальный сегмент. Разработок, инноваций в этом низкомаржинальном сегменте меньше, потому что его надо дешевле продавать — и вот нас туда давят».
Чем же предлагает ответить г-н Соколов? Побороть конкурентов в честной рыночной борьбе?
Увольте-с:
— «Надо повысить в 2024 году утилизационный сбор для автомобилей с двигателем от 1 до 2 литров с 300 тыс. до 550 тыс. руб.».
Все это не просто так, а «Защита»:
— «Инвестициям, компетенциям и рабочим местам в российском автопроме необходима защита», — заявил г-н Соколов в третьем месте.
Что же стоит за этими стенаниями? За этими стенаниями стоит старый как мир сюжет:
Только я на своем коротком веку прохожу это в третий или четвертый раз. В другие кризисы было точно так же, пусть ВАЗ и не всегда выглядел конечным бенефициаром протекционистских мер. Например, в 2009 году. Сейчас мало кто помнит, но в годы оные главным врагом ВАЗа были не «китайцы», а бэушные иномарки «без пробега по РФ». Когда при равной стоимости здоровый человек мог взять роскошную «Короллу» с правым рулем взамен «Калины», здоровый человек шел и брал «Короллу» с правым рулем вместо «Калины». И что? И всё.
С 1 января 2009 были введены заградительные пошлины на импорт подержанных иномарок. Это с ходу позволило снизить поток подержанных импортных авто в 2,9 раза — с 414 тыс. шт. до 143 тыс. шт. Однако, несмотря на потери импортеров, традиционные российские марки (СЮРПРИЗ!) не смогли увеличить свою долю на рынке.
И это только то, что помогло ВАЗу не напрямую. А были еще прямые и конкретные 75 миллиардов субсидий из федерального бюджета, выделенные в 2009–12 гг. на преодоление кризиса.
Можно вспомнить и другие меры поддержки, стимулирования и протекции. Например, у ВАЗа со всеми — перманентное Прощеное воскресенье. То мэрия Тольятти простит 70 миллионов рублей просроченной задолженности, то Ростех спишет 20 миллиардов рублей…
Признаться, сейчас ситуация с просьбами «поддержать» в том числе «укрепление технологического суверенитета» оформлено чуть тоньше: не через многомиллиардные займы, а всего лишь через повышение утильсбора для иномарок.
Одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. За 12 лет с момента введения (в 2012 году при вступлении страны в ВТО) утильсбор взяли с миллионов ввезенных штук, но что-то я в открытых источниках не вижу данных о других миллионах — утилизированных на средства утильсбора автомобилях. И где их утилизируют вообще?
И утилизируют ли?..
В момент введения никто особо не скрывал, что утильсбор — еще одно средство для ограничения ввоза подержанных иномарок, на цене которых он сказывается самым непосредственным образом. Поскольку мы снова вернулись в ситуацию, когда здоровый человек лучше купит что-то приличное, но с правым рулем, а новую Granta за 1,1 млн — не купит, необходимость в такой мере только усилилась.
И вот 1 августа 2023 года утильсбор на импортируемые в Россию легковые, легкие коммерческие (LCV), грузовые автомобили и автобусы проиндексирован в размере от 1,7 до 3,7 раза в зависимости от вида автотехники и объема двигателя. Теперь президент Соколов предлагает не останавливаться на достигнутом — нет времени на раскачку, утильсбор надо поднять еще чуть-чуть — до 550 000 рублей. «Китайцы» снова резко подорожают, покупатели отвернутся от них и пойдут к дилерам ВАЗа за новой «Грантой». Так это работает?
Я бы г-ну Соколову задал другой вопрос. Почему, г-н Соколов, Granta
Тоже «китайцы» помешали?