Тольятти — город для жизни
Февраль начался с Радостного: волжский автогигант провел «опережающую индексацию тарифных ставок и окладов работников». Это к и без того недурной «базе» года ушедшего: в 2023-м средняя начисленная зарплата по основным рабочим специальностям подскочила на 57,1% — с 47 376 ₽ в 2022 году до 74 435 ₽. С февраля и эти цифры проиндексировали на 9%, то есть по итогам месяца (аккурат в начале марта) «основные рабочие специальности» должны увидеть на зарплатном счете что-то около 81 134 ₽.
Хотя главное в релизе на тему не это. Главное, что
Максим Соколов, президент АО «АВТОВАЗ»:
— Во многом это результат системной поддержки, которую мы получали от президента страны Владимира Путина.
Если ориентироваться на ближайшего Партнера и Брата, то все выглядит вполне на уровне. Проиндексированные февральские зарплаты рабочих на ВАЗе — это порядка 6442 юаней. Для сравнения: минимальная зарплата в КНР вообще от региона к региону — это 2216—2879 ¥, в категориях «automotive» и «manufacturing» — 6100—8100 ¥. Но тут есть определенные трудности подсчета и сравнения «в лоб».
Фото: архив 66.RU |
---|
Заводоуправление АВТОВАЗ, Тольятти |
Трудности подсчета
В Китае, как известно, все не от Бога, а от Партии. И статистика тоже. Поэтому к выкладкам КитайГосКомСтата доверия не больше, чем к контенту журнала «Корея». Плюс цифры конкретно по автопрому размыты где-то по категории «manufacturing» — промпроизводство вообще. Данные по категории «automotive» я выколупывал из отчетов рекрутинговых агентств, и итоговые цифры лежат в диапазоне «ну где-то около или типа того».
Тяжело с авторитаризмом.
Впрочем, в свободном мире западного капитализма тоже все непросто. Для сравнения я взял наиболее близкий к нам автопром Восточной Европы — Чешскую Республику. Но и там все сложно. Местные власти в свое время при приватизации предприятия иностранцами сделали умную вещь (которую не сделали много позже в Тольятти власти российские). Они четко прописали в контракте квоты на рабочие места для местных жителей. То есть столько-то коренных младаболеславцев (квасинцев, врхлабинцев) по-любому должны быть трудоустроены на предприятиях Skoda Auto в Млада-Болеславе, Квасинах, Врхлаби.
Так родилась пролетарская элита. Если ты чешский чех и официально трудоустроен на чешском заводе по квоте, сдвинуть тебя с этого места сможет только старая с косой. Ты под защитой профсоюза, никто тебе ничего не сделает — хоть эпидемия какая за окном, хоть война грянет и фашисты снова высадятся.
Поэтому попасть в штат Skoda Auto на долгосрочный контракт — заветная мечта любого нормального восточноевропейца. Но в штате только те, кто этнические чехи с местной пропиской и по квоте. Все остальные работают по коротким контрактам на других условиях. У такого персонала даже униформа другая, чтобы издалека было видно, кто местный, а кто понаехавший.
Фото: архив 66.RU |
---|
Цветовая дифференциация униформы на заводе Skoda Auto, Млада-Болеслав |
«Понаехов» из России, Беларуси, Украины, Молдовы рекрутируют на специальных сайтах. Условия такие:
- Место работы: г. Млада-Болеслав (Mladá Boleslav).
- Оплата: 100 крон/час чистые.
- График работы: рабочие смены по 8–12–16 часов.
- Жилье квартиры/общежитие предоставляет фирма, оплата коммунальных: 3500 крон.
- Процесс полностью автоматизирован.
- Знание чешского языка не требуется.
- Спецодежду предоставляет фирма бесплатно.
- Трудоустройство легальное, стаж в Чехии.
Выходит, что у «понаехов» при 8-часовом рабочем дне и пятидневке на руки получится что-то в районе 62 355 ₽ / 4 951 ¥. У персонала в штате и по квоте получается что-то вроде 78 780 ₽ / 6256 ¥ ежемесячно. И все равно не так интересно, как на АвтоВАЗе.
На этом дисклеймер про нюансы подсчетов окончен, едем дальше.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
А на других российских автозаводах тоже з/п растет с опережением?
Незаметно. Как-то очень неловко выглядят вакансии тульского завода Haval — единственного китайского автопредприятия в РФ. «Оператор производственной линии» — это 52 000 ₽, или 4129 ¥. То есть работник китайского завода в РФ зарабатывает меньше, чем работник такого же китайского завода в Китае. А еще говорят, там дешевая рабочая сила.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Завод Haval, Тульская область |
Жителям Калининграда тоже впору задуматься о вахте на «шабашку» в Чехию: «Слесарь механосборочных работ» на Автоторе может рассчитывать на оклад в 50 000 ₽ / 3970 ¥. Но совсем позорна картина в сердце нашей Родины. Прямо сейчас на «Москвич» не ищут рабочий персонал, только секретарей, логистов и прочих стажеров за 30 000 ₽ (мои инсайдеры вообще злословят, что завод стои́т из-за околонулевого спроса на продукцию). Но, по отзывам пролетариев на job-порталах, зарплата того же слесаря механосборочных работ — 40 000 ₽ / 3176 ¥.
Это «Москвич», Москва, наши дни. В свой последний короткий визит в Москву я спустил что-то в районе 7000 за несколько часов. И за эти несколько часов я и успел только, что прокатиться на такси и перекусить шаурмой «Классическая» где-то на фуд-корте в Очаково. А тут вот людям за 40 000 в месяц работать предлагают. В Москве. На «Москвиче». В 2024-м. За 3 с небольшим тысячи юаней, что опасно близко к минимальной зарплате в Шанхайской области (2879 ¥).
Как же стыдно перед Шанхаем за Москву.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|