Уже скоро кабинет министров и региональные правительства должны полностью перейти на использование для поездок российских автомобилей. Такое поручение президент России Владимир Путин дал в сентябре 2023 года, срок его исполнения — 1 февраля 2024 года.
Нельзя будет не только закупать, но и ездить на автомобилях иностранного производства. Пока российский автопром не может закрыть потребности чиновников всей страны. Мощность завода Aurus — до 5 тыс. автомобилей в год. Lada Largus VIP так и не вышла в серийное производство. Планов по серийному выпуску Vesta Signature никогда не озвучивали, выпущенные экземпляры были штучными. С начала выпуска «Москвича 6», то есть в ноябре-декабре 2023 года, было продано всего 250 машин.
Правительство Свердловской области остановило закупки новых машин и с осени 2022 года автопарк не пополняло. В департаменте информационной политики 66.RU уточнили, что проводить закупки не планируют.
«При обновлении автопарка в будущем приоритет будет отдан отечественному автотранспорту, который будет приобретаться на конкурсной основе и в соответствии с действующим бюджетным законодательством», — рассказали в департаменте.
О том, планируется ли импортозаместить весь автопарк, возможно ли такое вообще и сколько на это потребуется средств, в областном правительстве не говорят.
Арендованные Toyota
Правительство Свердловской области, хоть и не покупает новые машины, продолжает арендовать иномарки.
В декабре чиновники заключили три контракта с компанией «Уралэлектромедь» (входит в Уральскую горно-металлургическую компанию) на аренду шести автомобилей в 2024 году:
- три Toyota Land Cruiser 200 не ранее 2010 года выпуска за 734 тыс. рублей;
- две Toyota Land Cruiser 120 не ранее 2007 года выпуска за 446,4 тыс. рублей;
- одна Toyota Land Cruiser 200 не ранее 2018 года выпуска за 385,92 тыс. рублей.
Итого — чуть более 1,5 млн рублей. Сумма небольшая, но, как считают политологи, схема с арендой может быть для правительства Свердловской области и губернатора Евгения Куйвашева медийно даже более опасной, чем покупка иномарок.
«Что касается аренды автомобилей. Если и будут такие случаи, то единичные, потому что это будет скандал, если станет достоянием общественности», — рассказывал 66.RU политолог Алексей Шабуров.
Политолог Сергей Мошкин подтвердил, что бывают варианты, когда администрации на бумаге избавляются от автопарков, при этом фактически арендуют авто.
«Знаю еще историю, что глава одного района не нашей, не Свердловской области, арендовал для себя автомобиль у фирмы, которая не напрямую, но аффилирована с ним», — отметил Мошкин.
Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», автохозяйство правительства Свердловской области заключает соответствующие контракты с «Уралэлектромедью» ежегодно, как минимум с 2011 года.
На чем сейчас ездят свердловские чиновники
«Парк автохозяйства правительства Свердловской области включает в себя легковые и грузовые автомобили, автобусы и спецтехнику марок Kia, Mercedes, Toyota, Газ, КАМА3, КАв3, Volkswagen, Iveco», — сообщили в департаменте информационной политики Свердловской области. Треть машин — старше 10 лет с пробегом в районе миллиона километров.
Судя по двум последним контрактам на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, основа парка — автомобили иностранного производства:
- Toyota Camry — 203 шт.;
- Toyota Land Cruiser — 25 шт.;
- Mercedes Benz (различных моделей) — 16 шт.;
- Toyota Hiace — 15 шт.;
- Toyota Avensis — 7 шт.
Как чиновников пересаживали на отечественные машины
Пересадить чиновников на отечественные автомобили власти пытаются с конца 90-х годов. После назначения на пост первого вице-премьера в российском правительстве Борис Немцов запретил тратить средства федерального бюджета на покупку и аренду легковых автомобилей иностранного производства. Весь автопарк иномарок нужно было продать на аукционе. Этого не произошло, спустя два года президент Борис Ельцин указ отменил.
«Борис Немцов призывал всех пересесть на «Волги», но Горьковский автомобильный завод тогда уже изготавливал не очень качественные автомобили. Это кончилось полным фиаско и вылилось в такую пародию — чиновники стали ставить на свои корпуса ниссановские двигатели. В итоге отечественные авто выходили даже дороже, чем импортные, — вспоминает Сергей Мошкин. — Автомобили для чиновников должны быть качественными — они передвигаются на них на большие расстояния. Кстати, когда Александр Мишарин (бывший губернатор Свердловской области, — прим. ред.) попал в аварию, его отчасти и спасло то, что он ехал в не так давно купленном «Мерседесе».
Затем идею заменить иностранные машины на отечественные несколько раз озвучивал Владимир Путин. В 2008 году, будучи премьером, он заявил, что естественные монополии и госкомпании должны закупать только произведенные в России автомобили. В 2012 году президент выразил свое мнение более развернуто: «Все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из бюджета, должны в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории РФ и Единого экономического пространства». Но чиновники так и не пересели с Toyota на продукцию «АвтоВАЗа».
- Себе правительство Свердловской области новых машин пока не закупает. А вот для депутатов из регионального бюджета арендует «Москвичи». Раньше парламентарии ездили на Toyota Camry. Публично они поддерживают такое решение властей, но сами предпочитают еще больше экономить бюджет и ездить на личных автомобилях, к которым нет жестких требований и ограничений.