Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Пересадим чиновников на отечественные авто!» На чем ездят главы и клерки других государств

13 декабря 2023, 15:55
Фото: коллаж Анастасия Кеда, 66.RU
«Если наша Родина выпускает автомобили, значит, депутаты должны пользоваться российскими автомобилями», — с едва читаемым энтузиазмом заявил на днях депутат Госдумы Лев Ковпак. Разговоры на эту тему идут десятилетиями, но насколько они обоснованы?

Мировая практика такая, да: родина выпускает автомобили, всем чинам и ведомствам пристало на родном ездить. Хотя с кучей локальных нюансов. В Германии, например, крупный семейный бизнес и государство тесно переплетены — государевым мужам (и женам) приходится попеременно выказывать предпочтение всем грандам индустрии, чтобы не быть обвиненными в фаворитизме.

Автопарк германских лидеров

Поэтому канцлер Шрёдер ездил на Volkswagen Phaeton, его преемница — поочередно на бронированной Audi A8 L и Mercedes-Benz, канцлер Шольц пока только на Mercedes — S680 Guard. Германский парламент (Бундестаг) тоже ездит на германских машинах — в широком диапазоне от Audi A8 до Е-класса от Mercedes.

«Пересадим чиновников на отечественные авто!» На чем ездят главы и клерки других государств
Фото: фирмы-производителя

Германский канцлер Меркель показывает китайскому премьеру Кэцяну достижения местной инженерной мысли. Еще через пять лет европейские политики и бизнес забьют запоздалую тревогу: автомобили из КНР внезапно заполонили все вокруг и вот-вот обрушат сложившуюся архитектуру рынка!

А вот в Соединенных Штатах бизнес куда свободнее от руки государства. И, наряду с госкорпорацией General Motors, есть, например, чисто частные Ford или Tesla. Перевозку первых лиц частникам, конечно, не доверишь, поэтому «Борт №1» выпускает GM’овский Cadillac.

«Пересадим чиновников на отечественные авто!» На чем ездят главы и клерки других государств
Фото: фирмы-производителя / пресс-службы ведомств / соцсети

Иронизирую. В былое время Lincoln от «частников» из Ford вполне справлялся с этой же ролью. Как справлялся и не менее частный Chrysler. Никто из «большой детройтской тройки» не ушел обиженным, в общем.

«Пересадим чиновников на отечественные авто!» На чем ездят главы и клерки других государств
Фото: Белый Дом / архив 66.RU / WikiMedia

Свежеизбранный 46-й президент Соединенных Штатов едет гадить в российские подъезды

Другие правительственные учреждения в США тоже выбирают свое, домашнее: Chevrolet Silverado, Malibu, Dodge Charger, Ford C-Max. Причем (вы не поверите) отжившие свое или «избыточные» автомобили правительственные органы США реализуют на открытых и прозрачных аукционах всем желающим.

«Пересадим чиновников на отечественные авто!» На чем ездят главы и клерки других государств
Фото: скрин 66.RU

Не отстает от общего тренда и Чешская Республика, президент которой передвигается на флагмане чешского автопрома — Skoda Superb. Другие официальные лица и министры тоже передвигаются на «Шкодах». И так уже 90 лет, со времен Томаша Гарика, первого президента Чехословакии.

«Пересадим чиновников на отечественные авто!» На чем ездят главы и клерки других государств
Фото: фирмы-производителя / пресс-службы ведомств / соцсети

На Superb’е же ездит президент другой славянской державы — Сербии. Свой пост о победе Белграда в борьбе за право проведения «EXPO 2027» он снабдил фотографией на фоне Skoda Superb… I поколения. На барахолках Крагуеваца за такие сейчас просят 1350–3500 €. Правда, эта кажущаяся близость к народу, возможно, как-то связана с намеченными на предстоящий уикенд выборами — ради такого можно и попозориться. Впрочем, не нам судить победителей конкурса на право проведения EXPO.

«Пересадим чиновников на отечественные авто!» На чем ездят главы и клерки других государств
Фото: фирмы-производителя / пресс-службы ведомств / соцсети

Автопарк сербского парламента («Народна скупштина») до недавних пор состоял из еле живых Audi A6 и Renault Megane с пробегами 310 000 — 430 000 км. Но это потому, что у Сербии толком автопрома нет — только завод FIAT, мощности которого на правительственные учреждения, по всей видимости, не хватает. В тех же случаях, когда в стране есть крепкий автопром, ведомства и министерства страны на своем автопроме и передвигаются. Закупать на стороне вынуждены те, у кого автопрома нет — как Северная Корея, чьего лидера на днях заметили в новеньком Mersedes S650 Maybach.

Кирилл Зайцев