В конце лета японские власти запретили вывозить в РФ автомобили с моторами объемом 1,9 л и более. Владивостокская таможня тогда сначала зафиксировала резкий рост ввоза автомобилей, чуть позже — не менее резкий спад. Оно и понятно: профильные компании и частные перекупы затаривались впрок. В ноябре все то же ведомство констатировало: «Ввоз автомобилей физическими лицами стабилизировался».
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Насколько вообще подобный запрет — проблема? Теоретически — большая. За 10 месяцев 2023 в страну ввезено 198 000 штук подержанных «японок». Для сравнения: общий импорт автомобилей second-hand аналитики Автостата (правда, за 11 месяцев 2023) оценивают в 363 600 единиц. То есть подержанные «японцы» — это никак не меньше 50–60% в структуре автоимпорта в принципе.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Убери правый руль — сотни тысяч российских автомобилистов останутся без возможности обновить автопарк. Причем это наименее состоятельные категории: правый руль в ценовом диапазоне «до 1 млн» и «до 2 млн» — это многодетные семьи, которым нужен минивэн, или немногоимущие, у которых даже 2 миллионов на новый «Каи» и «Баик» нет. Но то проблема большая в теории.
На практике запрет экспорта автомобилей из Японии сказался на рынке… примерно никак. Предложение на рынке сократилось минимально: по данным auto.ru, в ноябре 2023 года объем предложения уменьшился на 15% относительно пикового значения (ноябрь 2022).
Есть и другие хорошие новости для потребителя: некоторые популярные позиции после всех санкций… подешевели. Даже несмотря на длящееся обратное усиление рубля и серьезно возросшие ставки утильсбора. Хотя по многим позициям чуда не случилось: подорожали.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
В чем может быть причина? Возможно, сильно просели отпускные цены в самой Японии. Напуганные новостями о страшных санкциях японцы «уронили» стоимость, лишь бы брали. Потому что, по правде говоря, девать свое б/у жителям островов некуда.
В стране действуют очень серьезные правила регулярных техосмотров, с годами содержать стареющее авто становится экономически нецелесообразно. Проще скинуть большому бедному западному соседу и пересесть на что-то поновее — благо уровень доходов и жизни в принципе позволяют японцам регулярно пересаживаться с трехлетней «Тойоты» на совершенно новую «Тойоту». Или не «Тойоту» — не суть важно.
Итого: после введения Японией ограничений
- импорта правого руля сильно меньше не стало;
- предложение не пострадало;
- цены на отдельные позиции даже пошли вниз.
Как такое возможно? Полностью сбывается мой июльский прогноз. Дело в том, что эта санкционная мера (как и все другие санкционные меры) написана так, чтобы наделать много шума и газетных заголовков, но при этом никому ни в коем случае не навредить.