Одно дело — видеть цифры и их анализировать, другое дело в этих цифрах оказаться. На излете августа по всем цифрам я понял, что последние времена не просто грядут — они настали: доступная годнота со вторичного рынка вымывается с 2020-го, а свежая кровь на него не поступает. Где-то близко (со дня на день) та точка невозврата, когда взять будет физически нечего — если только «Корея без пробега по РФ» или правый руль (об этом ниже).
В ожидании точки невозврата пошел по рынку. Рынок встретил гримасами, оскалами и богатством выбора.
Фото: скрины и фото 66.RU |
---|
Богатство выбора |
Гримасы нездорового рынка, например, такие. Rapid Monte-Carlo с 1,4 TSI, купленный на излете 2017-го за 800 000 ₽, в 2022-м торговался за 1 300 000 ₽, еще год спустя превратился в 1 800 000 ₽. Это, на минуточку, дорестайл с «железом» образца 2006 года под кузовом. Рестайл с базовым 1,6 л начинается от 1 600 000 ₽, хотя «железо» под кузовом образца все того же 2006 года: молодость моя, второй курс и первые гонорары, передний McPherson от Polo IV, задняя балка — от тоже IV поколения, но Golf. Лям шестьсот за более-менее свежий Rapid.
Фото: скрины и фото 66.RU |
---|
Впрочем, посткарантинный шторм затронул не только российский рынок second-hand. 1 800 000 ₽ за «Рапида» — это порядка 18 000 € в нормальной валюте. Как-то так оно стоит и в Германии в наши дни. |
Такие же более-менее свежие «Солярисы» подбираются к двум миллионам, «Креты» за два вышагивают. Даже при беглом осмотре рынка стало понятно, что жизнь на нем начинается с 2,8—3,0 млн. В этих пределах — да: уже можно рассчитывать и на кое-что новое, и на весь спектр «без пробега по РФ». Знакомый за 2,8 млн привез Audi A5 на дизеле из Кореи. Проблема в том, что есть 1,5 — и ни копейкой больше. Позавчера с полутора миллионами, спрятанными в трусах, я бы важно ходил по Москве и выбирал: BMW 3 серии или Golf GTI? Сегодня с полутора миллионами я прихожу к тому самому выводу («миллионер» = «нищеброд»).
На рынок новых с таким ветром в карманах можно не соваться: за 2,5 предложат Kaiyi X3 с двумя эйрбегами. Спасибо, пожалуйста, но я себя не на помойке нашел. Даже те (ничтожные, никчемные) полтора мне не то чтобы с неба упали, а тут 2,5 — и два эйрбега.
Начал изнурительный двухмесячный марафон «Найди На Российской Вторичке Живой Автомобиль За Лям».
Не нашел. Лям — это или совсем ультрабюджет вроде Chevrolet Cobalt (конструктива 2013-го), или правый руль (жена наложила вето под угрозой развода), или пробеги триста (гусары!), или оставшиеся остатки чего-то европейского (но тоже не лям). На Корею и Японию можно даже не смотреть: банальная Corolla с пробегом сегодня — 1,7—2,8 млн. А она мне даром была не нужна и по 500–800. Elantra/Cerato тоже ценятся аномально высоко, про «Солярисы» под два уже сказал выше.
Тупик. Человек с полутора в кармане может смотреть или на гнилье, или на VW Jetta с пробегом 200–300 тысяч километров. И тут кто-то самый умный с дивана скажет: «Так сделай как все нормальные люди — возьми в кредит новый FAW, еще и скидку дадут». Я не глупее комментаторов с дивана — пробовал и так. И так тоже интересно: на 10 кредитных заявок — 9 отказов из банков, хотя пролезаю под требования. Почему — никто официально не скажет даже мне, могу только додумывать. Например, что отказы идут по причине призывного возраста заявителя, который в любой момент может мобилизоваться и отправиться на освоение новых территорий. Вот и не положен ему кредит. Но — «решение банка не комментируем».
И снова в исходной точке и по кругу: пробеги триста, гниль, правый руль, беспомощное ощущение нищеты и тлена.
Большинство хлама отсеивалось на стадии чтения отчетов, на которые я потратил две среднестатистические зарплаты. Сложилось ощущение, что даже в столице не осталось целых машин. Помятое или потертое железо я бы еще пропустил, но сплошь и рядом — ремонт лонжеронов. То есть восстановление после сильного ДТП, то есть по-задуманному оно уже не поедет — сразу мимо. Долго размышлял, почему так — пришел к единственному выводу: на хороших столичных дорогах и скорости выше, и тяжесть последствий симметричная. В Москве если бьются, короче, то сразу до средней стойки.
И это следующее неприятное открытие: хорошая вторичка кончилась даже в столицах. Еще 4 года назад это был верняк: едешь в Москву — там все тысяч на 200–300 дешевле сразу, еще и скидку дадут 50–80 тысяч. Сегодня — гоняю подборщиков по обеим столицам, один вердикт хуже другого:
Фото: скрины 66.RU |
---|
Мое любимое: от «не едет» до «Состояние Нового Автомобиля» стремительным домкратом за месяц и четыре дня. И оно на вторичке сейчас все такое — «Можем подварить». |
Еще одна среднестатистическая зарплата на ветер — подборщики не нашли ничего в обеих столицах. Надежды на «…тысяч на 200–300 дешевле, еще и скидку дадут полтос» тают на глазах, как и на успешный исход затеи в принципе. И это я еще не в курсе про новые веяния рынка — «…машину за наличку забрать нельзя, надо набрать допов. 1% от стоимости, но не меньше 50 000 рублей».
Допы. На бэушки. В 21-м мы наблюдали этот сюжет на дефицитном рынке новых авто, сейчас докатилось до рынка авто неновых. Брат говорит:
— Можешь пожаловаться на них в Роспотребнадзор!
Отвечаю:
— Да хоть в Спортлото. Это их рынок, меня тут никто не держит.
Ровно этой фразой закончился итоговый торг:
— Возьмите летнюю резину.
— Новая лежит в гараже.
— Давайте сделаем антикор!
— Он хорош с завода.
— Поставим сигналку с автозапуском!
— Ни в коем случае — никакого вмешательства в штатную электрику.
— Тогда ищите машину в другом месте, никто не держит!
Так, дети, выглядит одичавший «рынок продавца».
У истории хеппи-энд. Уже ни на что не надеясь, роняю планку до «Любой VAG, пробег до 150, чтоб заводился и ехал, автомат». Совсем не смотрел в сторону Golf Plus — думал, их живых уже нет (мой последний), но тут выпадает он, родненький: 1,4 TSI, пробег — 50 (!), состояние нового авто, одна хозяйка в анамнезе.
Фото: скрины и фото 66.RU |
---|
Нормально взял, «в рынке». В Германии такое же, но в комплектации беднее, стоит не дешевле. |
1 300 000 ₽. С допами.
В январе’19 пригнал оттуда же такой же, только с пробегом 38, за 430 000. И это еще хорошо скинул: стоял за 530, до 450 скинули сразу, еще двадцатку сторговал жалостью — мне ж 2000 км ее домой гнать…
Жалость кончилась. Автомобили обратно стали роскошью для домохозяйств с доходами 400–500 тысяч на семью в месяц. Для всех остальных есть трамвай в Пышму и Академический.