Что произошло
Рост цен на бензин в России начался в мае 2023 года — топливо стало стоить дороже сразу на 19,3%. В августе в Астраханской, Волгоградской, Новосибирской областях возникли проблемы с поставками бензина. На некоторых автозаправках в Красноярском крае он пропал совсем.
Екатеринбуржцы сообщают о сложностях с заправкой автомобилей с 19 сентября. Они заметили, что на автозаправках вдоль подъездов к городу либо совсем нет топлива, либо там скапливаются большие очереди.
«Все полный бак заправляют на «Лукойле» на Челябинском тракте. Кассирша сказала — проблемы с поставками, мол, мы скоро высохнем», — рассказала горожанка корреспонденту Е1.RU.
Средние потребительские цены на бензин с 19 по 25 сентября выросли на 27 копеек — до 55,92 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива повысилась на 1 рубль 3 копейки — до 64,99 рубля за литр. По итогам торгов 28 сентября, цена бензина АИ-92 выросла за день на 0,53% (до 57,951 тыс. рублей за тонну), АИ-95 — на 0,63% (до 60,393 тыс. рублей за тонну).
За одну прошлую неделю бензин в среднем подскочил на полпроцента, говорится в статистике Росстата. А с начала года рост 9,9%. На 1 октября цена АИ-92 — 52 рубля 12 копеек за литр, АИ-95 — 56 рублей 35 копеек, АИ-98 — 66 рублей 39 копеек.
Почему бензин стал стоить дороже
Рост цен на топливо специалисты объясняют сразу несколькими факторами.
Ослабление рубля — только за август курс доллара вырос почти на 5% (до 96 рублей). «Поэтому нефтяным компаниям стало выгоднее продавать топливо за границу, чем реализовывать на внутреннем рынке», — рассказал «Снобу» заместитель гендиректора «Институт национальной энергетики» Александр Фролов.
Сезонный рост спроса. Летом повышается спрос на топливо из-за сельскохозяйственных работ и количества путешествующих на машинах, при этом нефтеперерабатывающие предприятия уходят на ремонтные работы.
Другие эксперты видят проблему в сокращении топливного демпфера — механизма, по которому нефтяникам компенсируют разницу между экспортной и внутренней ценой на горючее.
На стоимость бензина и дизеля могло повлиять сокращение экспорта сырой нефти. Из-за этого компаниям приходится компенсировать потери за счет продажи нефтепродуктов.
Доцент департамента логистики Финансового университета при правительстве России Александр Арский заявил корреспонденту Autonews.ru, что повышение цен на топливо в стране связано с повышением цен на международном рынке. Экспортеры стараются заработать «на моменте», считает он.
Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что оптовые цены на топливо начали расти из-за ожидания отмены введенного западными странами эмбарго. Изначально стоимость сильно просела, а теперь происходит коррекция на биржевом рынке.
«Это тот уровень при нынешнем балансе спроса и предложения, который можно считать нормальным. В том числе и с точки зрения маржинальности», — сказал Баженов.
С розничными ценами на топливо происходит «отложенная реакция» на изменения оптовой стоимости. «Розница обычно реагирует на рост оптовых цен не сразу, а постепенно», — отметил аналитик.
Как отреагировали Владимир Путин и Александр Новак
21 сентября правительство ограничило экспорт бензина и дизельного топлива. После этого АИ-92 и АИ-95 подешевели на 4% и 6%. Через пять дней оптовые цены на бензин и дизель вновь выросли. Стоимость топлива АИ-92 составила 56 595 рублей за тонну (рост на 2,06%). Бензин АИ-95 подорожал до 58 846 рублей за тонну (1,27%).
27 сентября Владимир Путин сказал, что правительство вовремя не среагировало на ситуацию.
«Цены растут, значит, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт. Все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительством должны другую делать работу. Впервые 21 числа ввели запрет на экспорт бензина и дизеля. Вроде как снижение наблюдается на бирже, да? А вот за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 (стоил) 51,6 рублей. До 21 было 49,7, то есть цена-то растет в рознице. Меры приняты, а цены растут», — произнес он.
В тот же день замглавы правительства Александр Новак сообщил о планах повысить заградительные пошлины на нефтепродукты с 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей за тонну для перекупщиков.
Члены правительства решили закрыть портовые приграничные базисы для вывоза бензина и дизельного топлива. Хранящиеся запасы из портов направят на внутренний рынок.
Представители Минэнерго и Минфин предложили ввести заградительную пошлину 250 долларов за тонну. Нефтяники, поставляющие бензин на внутренний рынок, получат компенсацию этой пошлины через обратный акциз на нефть.
29 сентября в Федеральной антимонопольной службе сообщили, что в России возбуждены первые дела по факту продажи топлива по завышенным ценам. В материалах фигурируют четыре фирмы — две из Ставропольского края и по одной из Белгородской и Ростовской областей.
Когда закончится рост цен
Средние цены на бензин начнут снижаться через несколько недель, считает Александр Фролов.
«Некоторые владельцы заправок в рамках договора с правительством сдерживают рост цен — это «Роснефть», «Газпром», «Лукойл». Но есть и другие — независимые от властей «Нефтьмагистраль», «Трасса». Они не могут продавать топливо дешевле, чем купили его сами. Когда они распродадут этот бензин, можно ожидать снижения средних цен. В целом по стране дефицита топлива не ожидается, так как объемы его переработки сохраняются на прежнем уровне», — объяснил он.
Замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев предполагает, что топливо станет дешевле через полтора месяца.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин придерживается другого мнения. Скоро произойдет «затоваривание» топлива, прогнозирует он.
«Мы увидим падение прорабатывания нефтепродуктов, а также снижение выработки бензина. Это приведет к очередному росту цен на бензин», — цитирует Шапарина Autonews.ru.
Специалист считает, что за счет запрета на экспорт серьезно повлиять на цены не получится.