На заводах иностранных брендов соберут электрокары и тягачи. Краткий обзор новых русских автомобилей
И это не говоря про карикатурные опыты вида взять DongFeng, переклеить шильдик и назвать «российским электромобилем». И все они далеко не первые и даже не третьи.
Тем, кто не в теме, может показаться, будто до Toyota в мире не было гибридов, а до Илона Маска — электромобилей. Все немножечко не так: на гибридах и электромобилях расцвел талант и гений молодого Фердинанда Порше — он даже танки для Первой мировой выдумывал гибридные.
Экспериментировали с альтернативным топливом и в разных уголках СССР. Ни один опыт никуда не привел, но они тоже хотя бы попробовали.
Фото: Янтарный ДЛБ / Telegram, скрин 66.RU |
---|
Перспективный «народный электромобиль» «Автотора» |
УАЗ 450 ЭМ, пятидесятые–шестидесятые
Фото: фирмы-производителя |
---|
Экспериментировали с электромобилями на разных берегах Волги. В Ульяновске, например, на базе УАЗ-450 разработали модификацию ЭМ. У него было сразу два электродвигателя мощностью по 10 кВт каждый, питавшихся от свинцово-кислотных аккумуляторов емкостью 200 А·ч.
Максимальная скорость электромобиля составила 60 км/ч, а запас хода — около 100 км. Заряжали батареи от промышленной линии переменного тока во время стоянки, погрузки или в обеденный перерыв.
Всего изготовлено около 100 экземпляров УАЗ-450 ЭМ, которые эксплуатировались на аэродромах.
«ЗМИ Электро», семидесятые
Фото: фирмы-производителя |
---|
Компактный электромобиль пытались сделать и на базе ЗАЗ-966 «Запорожец» еще в 1973 году. Двухдверный седан оснастили электродвигателем на 15 кВт и свинцово-кислотным аккумулятором 120 А·ч.
Получилась пушка: максималка — 90 км/ч, запас хода — около 100 км. Результат тем боле выдающийся, что его потомок, бензиновый 968 М, 90–100 если и разгонялся, то под горку и при попутном ветре.
«ЗМИ Электро» громко выступил на Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи (ВДНХ) в 1974 году (золотая медаль) и был высоко оценен специалистами и публикой. Однако в серию он не пошел по все тем же причинам, понятным и в 2023-м: дорого, сложно и едет недалеко.
Электрический «РАФик», семидесятые—восьмидесятые
Фото: фирмы-производителя |
---|
Экспериментальные электрические «РАФы» строили в 1970–80-х. Он должен был стать частью программы по созданию энергосберегающих и экологически чистых транспортных средств. В рамках программы созданы прототипы на электричестве, газу и солнечной энергии. До потребителя ничего не доехало: какие-то прототипы катали по всесоюзным и международным выставкам, но большинство проектов не вышли за пределы опытных образцов. На выходе получалось или дорого, или сложно в обслуживании, или просто никому не нужно.
Так вот, электрический «РАФик». Из стандартного фургона выкинули бензиновый двигатель ЗМЗ-402, взамен поставили электрический на 22 кВт. Батареи — никель-кадмиевые на 180 А·ч. Силовая установка позволяла разгоняться до 70 (в других источниках — 80) км/ч, дальнобойность — около 100 км.
Всего было построено от 8 до 10 разных вариаций «электрички» на базе «РАФ», до наших дней дошла парочка. Кстати, электромотор — не единственный эксперимент. В разное время к «РАФикам» прилаживали то дизель Peugeot, то бензоводородную установку, то солнечные панели. Развития эти идеи не получили.
ВАЗ-2801, семидесятые—восьмидесятые
Фото: фирмы-производителя |
---|
Построен на базе универсала ВАЗ-2102 в 1970-х годах в рамках все той же программы по созданию экологически чистых транспортных средств для городов. Под капотом — электродвигатель на 25 кВт (35 л. с.), который питал никель-цинковые аккумуляторы на 125 А·ч. Этого хватало, чтобы разогнаться до 60–87 км/ч и проехать около 80–110 км.
ВАЗ-2801 можно назвать относительно массовым: выпущена целая партия электромобилей в количестве 47 шт., которые эксплуатировались в разных городах СССР.
Как с успехами? Понятно без спойлеров: 2801 не получил широкого распространения из-за высокой стоимости электрооборудования, малого запаса хода и низкой грузоподъемности. Большинство выпущенных автомобилей были переоборудованы под бензиновый двигатель или списаны.