Председатель Правительства на старте производства в Калуге, 2009:
— Сегодняшнее событие — это еще и знак доверия инвесторов. Уверен, они не прогадают, ведь очевидно, что у российского авторынка хорошие перспективы. Особенно если говорить о посткризисном развитии. Я просто убежден, что посткризисный рост будет заметным, а по объективным данным, наш российский авторынок — крупнейший в Европе.
2 000 000 000 евро. Именно столько вложил концерн Volkswagen в Россию. Коллеги по соседству почему-то оперируют цифрой «1 миллиард», но от Вернера Эйхорна, члена совета директоров Skoda Auto, и главы VW в России Ларса Химмера я слышал именно такой порядок цифр. Два миллиарда инвестиций в Россию.
«Меньше 125 миллионов евро». Столько концерн Volkswagen получит за свои оставшиеся активы после ухода из России. Сделку с дилерским холдингом «Авилон» федеральные медиа подают как данность, поэтому, судя по всему, цифра окончательная.
Председатель Правительства на старте производства в Калуге, 2009:
— Всегда приятно видеть, когда затраченные усилия, вложенный труд и инициатива приносят реальный, ощутимый результат. И я думаю, что этим проектом могут гордиться как люди, которые здесь работают, жители города Калуги, так и их немецкие партнеры из концерна «Фольксваген».
На что ушли два миллиарда
Volkswagen Group Rus начал свою работу в России в 2007 году с открытия завода в Калуге. Поначалу там мелкоузловым способом собирались несколько моделей VW и Skoda (например, Fabia 2). В 2009-м предприятие перешло на сборку по полному циклу — со сваркой и окраской кузова. Цитаты тогдашнего премьера — именно с этого мероприятия.
Фото: Архив сайте председателя Правительства РФ и архив 66.RU |
---|
Коллектив — 1800 человек на старте, 3000 по плану. Зарплата рабочих — 20,3 тысячи рублей (на дворе — 2009-й), ритмичность — 31 автомобиль в час, проектная мощность — 150 000 штук в год. С тех пор компания непрерывно расширяла производство, запустив совместное предприятие с Группой ГАЗ в Нижнем Новгороде в 2011 году и завод двигателей в Калуге в 2015-м.
Фото: Архив сайте председателя Правительства РФ и архив 66.RU |
---|
В модельной гамме двух сборочных площадок в разное время были: Tiguan, Rapid, Kodiaq, Karoq и Octavia, Taos и, конечно, Polo — историческая модель, созданная пусть и иностранцами, но с прицелом на вкусы и потребности российского потребителя (другой окрас, прочнее подвеска, etc.)
Председатель Правительства на старте производства в Калуге, 2009:
— Кстати говоря, руководители концерна показали мне и перспективную модель для России, которая будет представлена только в следующем году. Для концерна это большой секрет, я обещал молчать, но должен сразу сказать: думаю, что это очень перспективная модель для России. Это специальная разработка для Российской Федерации. По качеству и по цене, мне кажется, абсолютно соответствующая российским условиям модель будущего.
Volkswagen Group Rus также активно развивал экспорт своей продукции в страны СНГ и Евразии. В карантинном 2020 году, например, компания экспортировала более 26 тысяч автомобилей и 35 тысяч двигателей. А в 2017-м VW Group Rus внезапно для всех стал лидером по экспорту за пределы стран Таможенного союза. Отдельная внезапность — в продукте и направлении: Россия в тот год стала крупнейшим поставщиком «Шкод». В Чехию.
Фото: Архив сайте председателя Правительства РФ и архив 66.RU |
---|
Что дальше
Высказываются разные предположения: делегацию Калужской области видели в Китае на автосалоне, ходят настойчивые слухи о сборке премиальных EXEED от Chery. Иные источники даже сватают на роль будущего руководителя предприятия Любомира Наймана, экс-главу Skoda и Audi в России. На вопрос, а почему Наймана не вернуть в Млада-Болеслав/Ингольштадт, мои собеседники отвечают, что в руководстве VAG не в восторге от «успехов» Наймана с Audi в конце «десятых». Российские продажи бренда и впрямь были неубедительны, но за достоверность возможности такого назначения не поручусь.
В любом случае, из технологических партнеров экс-заводу VW в Калуге светит если только Китай. А, как мы увидели по прошлым индустриальным опытам (см. Evolute, т. н. «Москвич»), технологические партнеры не особо настроены на плотное производство с генерацией добавленной стоимости российской стороной. Одно дело — собирать по полному циклу и из огромного множества локальных компонентов Polo (гора добавленной стоимости остается в России), другое — продать машинокомплект (по сути — готовую машину) для последующей прикрутки колес и переклеивания бейджика (вся добавленная стоимость остается в Китае).
Это не Volkswagen, который приходил в чистое поле с прицелом на работу поколениями.
При этом переживать за рекордные убытки VW от потери российского рынка стоит едва ли:
- в 2022-м бренд стал лидером на европейском рынке с тиражом 1 283 000 проданных штук (весь российский рынок в 2022-м — 626 281 шт.);
- лидирует Volkswagen и на другом принципиальном рынке — китайском, где доля немецкого бренда 13%, а тираж — 2 399 650 штук (весь российский рынок в 2022-м — 626 281 шт.).
Поэтому калужские убытки они как-нибудь пересидят, тут переживать не стоит. Переживать надо вот о чем: памятуя об опыте инвестиций 2 000 000 000 и возврате «< 125 млн», другие крупные инвесторы до конца столетия вряд ли зададутся вопросом «Можем повторить?!».
Скорее — «никогда больше».
Председатель Правительства на старте производства в Калуге, 2009:
— В заключение я бы хотел еще раз поздравить всех, кто принимал участие в этой сложной работе. И это пример того, как можно и как нужно организовывать сотрудничество в такой непростой сфере, как автопроизводство. Автопроизводство — это один из мировых лидеров в экономике вообще. Мы хорошо знаем, что одно рабочее место в автопроизводстве создает сразу десяток рабочих мест в других отраслях. И здесь это удалось. Удалось в результате сложения усилий очень многих людей. Я хочу всех вас поблагодарить и пожелать удачи. Спасибо.
Фото: архив 66.RU |
---|