Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Покрышки взорвутся на ходу, если не сделать это. Неочевидный нюанс подготовки автомобиля к летнему сезону

Покрышки взорвутся на ходу, если не сделать это. Неочевидный нюанс подготовки автомобиля к летнему сезону
Фото: Нейрохудожник Нерон с MidJourney для 66.RU
По уму, эта процедура прописана во всех возможных мануалах и обязательна после каждой сезонной смены шин (а не только когда припрет). Но многие об этом забывают (а то и забивают). И вот к чему все может привести.

Сезону шиномонтажа посвящается.

Анекдотичный случай из жизни

…Ощущение «Кажется, слегка тянет влево» появилось еще на старте долгого путешествия. Но сначала дорожные хлопоты, потом одно, затем — другое, и вот уже стерпелось-слюбилось и к чуть-чуть тянет влево — привык.

…Быстрая перемотка. 20 000 км и 7 стран спустя

К «слегка ведет влево» добавилось биение на руле. «Ерунда, — думаю, — сейчас на шиномонтаж заеду, отбалансирую колеса и поеду дальше».

Шиномонтаж оказался бессилен. Когда сняли колеса, выяснилось, что балансировать уже нечего, а я в рубахе родился:

Покрышки взорвутся на ходу, если не сделать это. Неочевидный нюанс подготовки автомобиля к летнему сезону
Фото: 66.RU

Жара, серпантины, скорость и уехавшие углы установки колес полностью «сжевали» все боковины передних покрышек. Настолько, что они начали расслаиваться в реальном времени, из них открыто торчали нити металлического корда. Еще чуть-чуть — и покрышки бы лопнули на ходу. А «ход» в тех условиях доходил и до «автомагистральных» 130 км/ч.

Покрышки взорвутся на ходу, если не сделать это. Неочевидный нюанс подготовки автомобиля к летнему сезону
Фото: 66.RU

Вердикт: сам дурак. При первом же «ведет влево/право» надо бросать все дела и ехать на СТО. Потому что — почему? Потому что

Бессердечная физика и популярная механика

Углы установки колес — это сразу несколько параметров, которые определяют положение колес относительно друг друга и дороги. Среди них непосредственно развал (угол между плоскостью вращения и вертикалью), схождение (угол между плоскостью вращения колеса и направлением движения) и кастер (угол наклона оси поворота колеса от вертикали в продольной плоскости).

Покрышки взорвутся на ходу, если не сделать это. Неочевидный нюанс подготовки автомобиля к летнему сезону
Фото: фирмы-производителя

Регулировку углов делают для того, чтобы машина в принципе корректно управлялась, двигалась стабильно, комфортно и безопасно. Ну, и на преждевременный износ шин и подвески углы установки колес влияют критически.

Как понять, что углы — «уехали»?

В первую очередь — по утяжелению руля и его неровному положению в «нулевой» точке. Проще говоря, это когда руль вроде бы стоит прямо, а машина едет левее/правее. Такое происходит из-за неправильного распределения нагрузки на колеса или изменения плеча обкатки, но как бы то ни было — пора на сход-развал

Еще один звоночек (громкий!) — появление стуков, скрипов или вибрации в подвеске или рулевом механизме.

Поэтому рекомендуется делать регулировку углов установки колес не реже одного раза в год для профилактики; а при каждой замене шин или элементов подвески — обязательно. Также следует проверять углы после серьезных ударов по ямам, бордюрам или другим препятствиям.

Покрышки взорвутся на ходу, если не сделать это. Неочевидный нюанс подготовки автомобиля к летнему сезону
Фото: Нейрохудожник Нерон с MidJourney для 66.RU

Что будет, если они «уехали»

Во-первых, стоит ждать неравномерного износа шин по бокам или по центру протектора, что снижает срок службы шин и повышает риск проколов и скольжения.

За «уехавшими» углами следует ухудшение сцепления шин с дорогой, а это напрямую влияет на величину тормозного пути, поворачиваемость и устойчивость автомобиля на скорости.

Попутно увеличивается расход топлива из-за возросшего сопротивления качению шин.

Ну и мой случай. При «уехавших» углах повышается вероятность того, что шина лопнет на ходу. Каркас (корд) больше не поддерживает структуру шины, форма «уплывает», сцепление теряется, шина перегревается…

Не могу не думать, что дальше по земле должны были отправиться жена с сыном, а я нет. И если бы не (запоздалый на 20 000 км и 7 стран) визит в шиномонтаж, кто знает — не вдовцом и сиротой ли я бы сейчас был?