Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России хотят изменить правила ремонта автомобилей по ОСАГО

21 января 2023, 16:30
Среди предложений: увеличение сроков ремонта, разрешение использовать б/у запчасти и мораторий на обязательную «автогражданку». При этом часть экспертов выступает против этих мер, заявляя, что Россия вернется в
«лихие 90-е», а автострахование превратится в систему легализации запчастей с украденных автомобилей.

Страховые компании почти перестали ремонтировать машины по ОСАГО. По данным Центробанка, этот показатель уменьшился с 9% в 2021 до 5% в 2022 году. Причина — дефицит запчастей. Сложившуюся ситуацию обсудили на закрытой встрече в Госдуме.

Как пишет «Парламентская газета», один из вариантов, предложенных автостраховщиками, — увеличение сроков ремонта с 30 до 60 дней. «Но нужно отметить, что эта мера, если ее введут, будет временной, она даст страховым компаниям чуть больше времени на подбор качественных запчастей, пока не будут окончательно налажены поставки, в том числе по параллельному импорту», — отметил председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Вторая инициатива — разрешить ремонт с использованием бывших в употреблении запчастей. Главное условие здесь — такие комплектующие никак не должны влиять на безопасность вождения и общее состояние транспорта. Специалисты предлагают подготовить перечень запчастей, которые могут быть установлены на автомобиль только новыми и использовать б/у запчасти в крайнем случае и только с согласия автовладельца.

Но у этих предложений есть и противники. Это ЦБ и Совет по правам человека (СПЧ). Член СПЧ и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что если такую форму поддержки автомобилистов примут, это будет «откат страны в лихие 90-е»:

«Мы считаем, что это создаст не только риски в плане безопасности, но и совершенно новый вектор развития криминогенной обстановки. Вы помните, как в 90-е машины угоняли, чтобы разобрать на запчасти? Не исключаем, что нечто подобное будет происходить и сейчас».

В СПЧ в ходе обсуждения вопроса предложили ввести хотя бы временный мораторий на обязательность оформления полиса. Таким образом водители сами выберут, покупать его или нет.

По итогам закрытого совещания в Госдуме в течение 10 дней будут подготовлены развернутые предложения, которые в дальнейшем рассмотрят более детально.

Мнения экспертов к озвученным идеям разнятся. Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что предложение увеличить сроки ремонта — это попытка автостраховщиков оградить себя от претензий со стороны водителей из-за длительного нахождения машины в автосервисе.

«По закону «О защите прав потребителей» за каждый день просрочки страховщику начисляется пеня в размере 1% от стоимости машины. Увеличив срок, отведенные на ремонт поврежденного в ДТП автомобиля, страховые компании тем самым избавляют себя от уплаты этой неустойки», — заявил он «Известиям».

Также он считает, что использование подержанных запчастей приведет к резкому росту числа автоугонов — преступники будут разбирать машины на детали и сбывать их через автосервисы:

«Принятие этого предложения превратит российскую систему автострахования в схему легализации запчастей с украденных автомобилей».

Еще одно последствие, по его словам, — «небольшие выплаты по автогражданке станут еще ниже».

При этом зампредседателя Всероссийского общества автомобилистов Максим Белугин считает, что увеличение сроков восстановительного ремонта по ОСАГО вполне оправдано.