Летом я зафиксировал для потомков простую, но не всем очевидную вещь: в России кончился автопром. На этом месте меня спрашивали: «А разве он был?» Был. Нарядный, хайтековый и всем на зависть. На пике могущества индустрия выдавала по 2 млн штук, но даже когда пик был пройден, все равно выпускала не меньше 1,7 млн штук.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Хроника пикирующей дезападизации и деэволюции автопрома: лучший год в его истории (2012), последний спокойный год перед карантином (2019) и потом вот это вот. |
Да, это не производство лишь исконно-посконного российского продукта (хотя доля ВАЗа неизменно была недосягаемой, 20,5%), но это прямо автопром, и автопром — российский. От которого одна польза: помимо конечного продукта, что на каждом этапе генерирует добавленную стоимость, это еще и прямые налоги в российский бюджет, и рабочие места россиянам, и вся инфраструктура вокруг.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Урон от недружественных стран блока НАТО отечественному автопрому трудно переоценить: ежегодное производство ~ 800 000 штук высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, или 79,5% от всех произведенных в стране автомобилей. Сравните с планами т. н. «Москвича» к 2025 году выйти на сборку аж 120 000 штук. Автотор до 2022-го уже собирал почти вдвое больше BMW / KIA ежегодно. Новоявленный липецкий Evolute за 11 (!) лет обещает собрать 242 000 автомобилей. То есть меньше, чем завод «Хёндэ Мануфэкчуринг Рус» производил за год. |
Найти аналог в макрорегионе трудно: ближайший пример — Турция — хоть и входит в топ-15 производителей в мире, но всегда уступала российскому автопрому со своими 1,5± млн штук. Но все меняется. И не только в Турции. Узбекистан совместно с Казахстаном и Азербайджаном затеял новый проект — «Автопром тюркских стран». Стержень — небезызвестный «УзАвто» под руководством не менее небезызвестного Бу Инге Андерссона (GM, ГАЗ, АвтоВАЗ), у которого давние исторические связи со столь же небезызвестным General Motors. Но проект выходит далеко за рамки полномочий только лишь мистера Андерссона: это стратегическое направление, к которому причастны все первые лица, а еще министры (ну, или как минимум замминистров).
Фото: фирмы-производителя |
---|
Касым-Жомарт Кемелевич Токаев и Шавкат Миромонович Мирзиёев торжественно запускают производство Chevrolet Onix в Казахстане из узбекистанских машинокомплектов. Пойдут эти машинокомплекты и в Азербайджан, где на мощностях «Азермаш» все те же Chevrolet Onix будут собирать крупноузловым методом. |
Совместных проектов у Казахстана и Узбекистана вообще на $570 000 000, и это не какие-то перспективы, а день сегодняшний: в Казахстане уже запустили SKD-сборку Onix, в Узбекистане параллельно проапгрейдили моторный завод на выпуск двигателей для Onix — причем по полному циклу вплоть до собственного литья.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Мистер Андерссон и папочка совместных узбеко-казахских проектов на $570 млн |
Дальнейшие планы — выпуск по 30 000 «Ониксов» в год в Казахстане и наращивание объемов головного предприятия «УзАвто» до 500 000 шт. уже в 2023 году с прицелом на миллионный тираж когда-нибудь в ближайшем будущем. Чем на это ответит еще недавно крупнейший в регионе производитель — АвтоВАЗ?
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
АвтоВАЗу бы хотя бы догнать |
А где тут Россия? А нигде. Расширение производства «УзАвто» в Казахстане и Азербайджане призвано удовлетворить «внутренний спрос» этих стран, про все остальные официально дается обтекаемое «освоить другие потенциальные экспортные рынки». То есть, может, повезут в Россию. Может, не повезут.
Хозяин — барин.