История «Дастера» началась с броского концепта 2009 года. Который (что редкость) вообще не имел ничего общего с серийной моделью. Обычно у таких шоу-каров два назначения: или показать направление развития дизайна марки на будущее (как первый Lada Xray от 2012), или показать конкретную модель в близком к серийному воплощении (как Xray от 2014-го). Dacia Duster был ни тем и ни другим. Это своего рода манифест бренда: «Да, мы готовим доступный SUV для широких масс, держите пока фантазию».
Серийный Duster ни в какое сравнение с манифестом не шел, что не помешало ему порвать все рынки присутствия. В основном это Восточная Европа вроде Румынии и Турции. А в 2012-м начался его триумфальный поход на российский рынок, бесславно оборвавшийся ровно 10 лет спустя, в феврале 2022-го. Жаль? Безусловно. Доступного, прочного, проходимого кроссовера российскому потребителю никакая ободранная Niva Travel не заменит.
Не менее жаль, что все 10 лет российской истории Duster просуществовал в исконном виде — пятидверка. Хотя были у него весьма занятные разновидности. Например, эксклюзив Латинской Америки — пикап Duster Oroch. Технически — плюс-минус то же, но длину нарастили на 0,4 метра, которые пришлись на грузовую платформу с откидным бортом, грузоподъемность выросла с 650 до 680 кг. До России пикап не доехал, как, впрочем, и до континента в принципе: были планы по локальному производству в румынском Питешти, но планами они и остались.
Хотя свой «Дастер»-пикап Старый Свет все же получил. Материнская Dacia много лет экспериментировала с таким форматом, переделывая Duster то в коммунальных, то в военных нуждах поштучно, пока не выпустила мелкосерийный Duster Pick-Up. Только уже на базе второго поколения модели и не такой функциональный, как бразильский Oroch. У него всего лишь однорядная кабина, да и габариты совпадают с исходным SUV; грузоподъемность тоже скромная — всего полтонны.
Были и экстремальные варианты «Дастеров»-пикапов вроде монстра Dusttruck: 6 колес, из них 4 ведущих, к исходному кузову наращена грузовая платформа, общая длина с учетом которой — почти 6 метров! Дальше постройки опытного образца дело не пошло: все ж таки не «Гелик», арабским шейхам такое неинтересно.
Как неинтересен шейхам и Duster-лимузин. А вот на свадьбе в Березовском смотрелся бы хорошо. Там и холодильник под «советское» есть, и богатое дерево с кожей.
Кстати, о коммунальщиках и военных. Для первых Dacia создавала вариации уборочных машин с ковшом и «люстрой» на крыше…
Фото: архив 66.RU и фирмы-производителя |
---|
…а для вторых — армейскую версию с усиленной подвеской и гусеницами.
Последний очень понравился профильной прессе (которая, по аналогии со стеклянными девайсами, сломала опытный образец на первом же тест-драйве). После вала восторженных публикаций российский офис Renault даже прощупывал почву на предмет комплекта гусениц как дополнительной опции, но, по всей видимости, достаточного спроса не нащупал.