Впервые идея разгрузить город от транзитных автомобильных потоков, пустив их в обход по кольцевой дороге, возникла в 60-е годы прошлого века. К тому времени уже замкнули Московскую кольцевую автодорогу. В Свердловске же даже на бумаге КАД появилась в 1972 году — официальный статус ей придал Генплан застройки города.
В мае 1972 года Совет Министров РСФСР утвердил Генеральный план развития Свердловска на период до 2000 года. В главе о Генплане в книге «Свердловск (строительство и архитектура)» авторы пишут: «Важную роль в сохранении нормальных гигиенических условий в городе имеет рациональное решение транспортной системы — создание предусмотренных генеральным планом кольцевых дорог (исключающих въезд в город грузового транзитного транспорта), использование подземного пространства и строительство метрополитена. Генеральным планом и разработанной Гипрокоммундортрансом транспортной схемой предусмотрено создание трасс непрерывного и скоростного движения, направленных по касательным к центру города».
Фото: Дмитрий Сухоросов, "Ъ-Урал". Обработка - 66.RU |
---|
Хотя к началу губернаторского срока Эдуарда Росселя ЕКАД уже давно была спроектирована, регион не получал деньги из федерального центра. Поэтому стройка дороги в эпоху Бориса Ельцина велась из средств регионального бюджета. |
В 1982 году институт УралгипродорНИИ по заданию Минавтодора РСФСР разработал технико-экономическое обоснование строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Свердловска. В январе 1990 года Совет министров РСФСР утвердил ТЭО. Однако произошел развал Советского Союза и федерации стало не до финансирования проекта.
В сентябре 1993 года Совет народных депутатов Свердловской области включил прокладку кольцевой автодороги в областную программу строительства и реконструкции дорожной сети. Полномасштабные работы, причем за счет областного бюджета, начались только в 1997-м.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
В официальных источниках можно найти разную дату начала возведения обхода — 1994 и 1997 годы. Первые упоминания о реальном ходе работ появились на страницах губернаторского рупора — «Областной газеты» — в марте 1997-го. Тогда вышла небольшая статья, посвященная проблемам историко-ландшафтного парка «Истоки Исети». «Прямо по памятнику может пройти кольцевая дорога вокруг областного центра. Вроде бы обещали отнести ее на 500 метров в сторону, но проект, случайно увиденный археологами, заставил их содрогнуться: бульдозером по истории человечества!» — сказано в заметке.
Осенью 1997 года Эдуард Россель приезжает на участок, соединяющий Челябинский и Тюменский тракты. Несмотря на отсутствие федерального финансирования, строители пообещали открыть движение 20 ноября. Уже при губернаторе Евгении Куйвашеве старейший участок начнут реконструировать и расширять до четырех полос.
Фото: скриншот видео, обработка - 66.RU |
---|
Однако дела шли не слишком хорошо, и уже в феврале 1999 года, после визита к месту работ, Россель отметил, что ЕКАД, хоть и разгрузит город от транзитного транспорта, все равно не решит всех проблем. Поэтому он поручил сосредоточиться на дорогах внутри Екатеринбурга и дал задание предоставить ему все предложения, связанные с возведением автомобильных развязок в областном центре.
К началу нулевых рабочие проложили всего 34 километра дороги из 95. В 2000 году был завершен отрезок от поселка Семь Ключей до поселка Новоберезовский, к 2002-му, с задержкой на год, удалось продлить трассу до Верхней Пышмы. Открытие участка позволило транспорту выходить на тагильское направление.
— Несмотря на безденежье, Управление автомобильных дорог продолжает работать на стратегически важных для области направлениях. Сегодня действует почти половина кольцевой Екатеринбургской автодороги — уникального инженерного сооружения, общая протяженность которого превысит 90 километров. Поскольку строители уже вплотную подошли к Верхней Пышме, можно ожидать, что в скором времени транзитный транспорт, движущийся с юга на север, не будет заезжать в областной центр.
Однако денег на стройку отчаянно не хватало, и Эдуард Россель был вынужден просить их на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым. По оценке губернатора, для окончания работ нужно было 9,2 млрд федеральных рублей.
— Чтобы не растянуть стройку на долгие годы, необходима помощь федерального бюджета. Мы договорились о том, что эта дорога будет передана на баланс федерации и с 2006 года будет открыто ее финансирование из федеральных средств.
В то же время мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий называл куда большие цифры. По его словам, чтобы закончить стройку за десять лет, то есть к 2015 году, городскому бюджету нужно 16 млрд рублей. Но реальные ассигнования в сто раз ниже заявленной суммы.
— Планы бюджетного финансирования должны быть предельно напряженными, но реальными. Нам не нужен красивый проект, который сорвется в первый же месяц его реализации.
Именно в середине нулевых появился оптимизм относительно сроков сдачи ЕКАД. Звучали не слишком реальные даты замыкания кольца в 2008 и 2010 годах.
— Близится к завершению возведение кольцевой автодороги вокруг Екатеринбурга, сооружение которой идет уже 12 лет. Строительство в 2006 году транспортной развязки и ввод в эксплуатацию в 2008 году участка протяженностью 6,93 километра позволит пустить транзитный транспорт в обход областной столицы и направить его на автомобильную дорогу Екатеринбург — Серов. Это дорожное кольцо станет составной частью международного транспортного коридора № 2, берущего свое начало в Центральной Европе.
Заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев в декабре 2006 года анонсировал, что ЕКАД замкнут уже в 2008-м.
— Одной из причин пробок в Екатеринбурге является транзитный транспорт, который следует через город. Эту проблему планируется решать с помощью двух программ. Первая программа — это строительство последнего участка ЕКАД. Через два года объездная дорога будет замкнута в кольцо, и транзитный транспорт получит возможность следовать по кольцу, не заезжая в город.
По факту к этому времени удалось достроить еще один участок — от Верхней Пышмы до Серовского тракта протяженностью 7,7 километра. 24 ноября 2008 года Эдуард Россель торжественно открыл движение по этому отрезку. Это был последний участок, построенный при первом губернаторе.
Фото: скриншот видео, обработка - 66.RU |
---|
— Новый участок, который мы открываем сегодня, очень важен и для Свердловской области, и для Екатеринбурга. Он продолжает транспортное кольцо вокруг перегруженного автотранспортом города, помогает вывести из областного центра магистральный транспорт. В 2009 году мы планируем финансировать продолжение кольца, которое свяжет между собой Серовский и Пермский тракты. Этим отрезком закончим развязку дорог, и все магистрали, идущие в соседние области, будут соединены в кольцо. Ситуация на мировом рынке, конечно, задевает нас. Тем не менее и в 2009 году планируем поддерживать строительство автодорог в Свердловской области.
Очередной губернаторский срок Эдуарда Росселя истек в ноябре 2009 года, и президент Дмитрий Медведев не предложил его кандидатуру вновь. Область возглавил Александр Мишарин, и именно при нем в октябре 2011 года открыли участок протяженностью 17,5 километров от Серовского до Пермского тракта. Чтобы закончить стройку в срок, Свердловская область привлекла кредит из федерального бюджета в размере 800 млн рублей.
Фото: Уралтрансспецстрой, обработка - 66.RU |
---|
— С началом движения по новой дороге за пределы Екатеринбурга будет выведено 10 тыс. автомобилей, а в перспективе — более 18 тыс. машин из транзитного потока. Строительство кольцевой дороги вокруг города — насущная необходимость для региональной экономики. Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры — залог нашего роста, повышения инвестиционной привлекательности региона, увеличения доходной части бюджета и, следовательно, наших возможностей реализовать важнейшие направления социальной политики.
Таким образом, к концу 2011 года ввели пять из шести участков кольцевой автодороги протяженностью 58,7 км, и строительство северного полукольца было завершено.
Последний, шестой участок, или южное полукольцо ЕКАД, начали возводить в декабре 2011 года. Его разделили на три пусковых комплекса.
Фото: avtoretro.com, обработка - 66.RU |
---|
Первый — от Пермского тракта до подъезда к поселку Медный, второй — от подъезда к поселку Медный до Полевского тракта, третий — от Полевского тракта до автодороги М5 Урал. Однако к строительству южного полукольца ЕКАД Александр Мишарин практически никакого отношения уже не имел — после резонансного ДТП в декабре 2011 года он подал прошение об отставке и в мае уступил пост Евгению Куйвашеву.
Именно при Евгении Куйвашеве Свердловская область начала активно получать финансовую помощь из федерального бюджета для завершения строительства ЕКАД. Тем не менее на возведение участка длиной в 35 километров ушло больше десяти лет.
В июле 2012 года Куйвашев в рамках выставки «Иннопром» подписал протокол о намерениях между правительством региона и государственной компанией «Российские автомобильные дороги» по строительству южного полукольца.
Фото: пресс-служба правительства Свердловской области, обработка - 66.RU |
---|
Подписание протокола о намерениях на «Иннопроме». Именно в 2012-м на сайте госзакупок появился тендер на определение экономической эффективности проекта платной автодороги. Планировалось, что деньги начнут брать за проезд по участку от Московского тракта до федеральной трассы М5. Однако планы так и не были реализованы. В 2015-м Евгений Куйвашев заявил, что руководство области «не смотрит» в сторону создания платных участков на ЕКАД. |
И хотя заместитель министра транспорта Свердловской области Василий Старков планировал ввести первый пусковой комплекс южного полукольца через три года после начала работ, к середине 2014-го была построена только половина 10-километрового участка. Все снова уперлось в бюджетное финансирование.
— Средств в госпрограмме недостаточно, чтобы выполнить план до 2018 года. Правительство области подготовило проект решения о выделении 10,5 млрд рублей из федерального бюджета и представило его в Совете Федерации. Сегодня Минтранс РФ запросил документы для подтверждения объемов. Будем надеяться, что все получится.
Параллельно началось строительство второго участка длиной 11 километров. На это из федерального бюджета региону выделили 6 млрд рублей.
Фото: пресс-служба правительства Свердловской области, обработка - 66.RU |
---|
Открытие первого участка южного полукольца |
Первый пусковой комплекс ввели в декабре 2015 года. На строительство ушло четыре года упорной работы и 3,85 млрд рублей.
Фото: пресс-служба правительства Свердловской области, обработка - 66.RU |
---|
Три пусковых комплекса южного полукольца. Их строили с 2011 по 2022 год. |
— Что такое новая дорога в цифрах? Полтора миллиона кубических метров взорванного и перемещенного грунта, 240 тысяч квадратных метров асфальтобетона, два путепровода возле озер Чусовское и Глухое, эстакада и большая развязка на Медном.
После окончания строительства 10-километрового участка в ноябре 2015 года Евгений Куйвашев попросил у президента Владимира Путина деньги из федерального бюджета на строительство второго пускового комплекса. Годом ранее Москва уже выделила 1,5 млрд рублей на ЕКАД.
На тот момент стоимость стройки оценивали в 6 млрд рублей. В дальнейшем губернатор еще несколько раз обращался за помощью к федеральным властям.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Второй пусковой комплекс открыли в сентябре 2017 года. В честь этого Евгений Куйвашев возглавил велопробег.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Строительство третьего участка южного полукольца началось в 2019-м. Изначально, в рамках контракта, был заложен срок окончания работ до декабря 2024 года.
Фото: Кирилл Зайцев, 66.RU |
---|
Уже к весне 2022 года строители вышли на финишную прямую. |
Однако благодаря дополнительному финансированию, которое Евгений Куйвашев получал после бесед с Владимиром Путиным, завершить стройку века смогли на два года раньше — как раз к новым выборам губернатора Свердловской области.
Фото: пресс-служба Кремля, обработка 66.RU |
---|
В мае 2022 года в ходе видеоконференции Евгений Куйвашев поблагодарил президента за «молниеносное вмешательство в реконструкцию и строительство ЕКАД» — из федерального бюджета выделили 9 млрд рублей. |