До начала стройки
Впервые идея разгрузить город от транзитных автомобильных потоков, пустив их в обход по кольцевой дороге, возникла в 60-е годы прошлого века. К тому времени уже замкнули Московскую кольцевую автодорогу. В Свердловске же даже на бумаге КАД появилась в 1972 году — официальный статус ей придал Генплан застройки города.
В мае 1972 года Совет Министров РСФСР утвердил Генеральный план развития Свердловска на период до 2000 года. В главе о Генплане в книге «Свердловск (строительство и архитектура)» авторы пишут: «Важную роль в сохранении нормальных гигиенических условий в городе имеет рациональное решение транспортной системы — создание предусмотренных генеральным планом кольцевых дорог (исключающих въезд в город грузового транзитного транспорта), использование подземного пространства и строительство метрополитена. Генеральным планом и разработанной Гипрокоммундортрансом транспортной схемой предусмотрено создание трасс непрерывного и скоростного движения, направленных по касательным к центру города».
Фото: Дмитрий Сухоросов, "Ъ-Урал". Обработка - 66.RU |
---|
Хотя к началу губернаторского срока Эдуарда Росселя ЕКАД уже давно была спроектирована, регион не получал деньги из федерального центра. Поэтому стройка дороги в эпоху Бориса Ельцина велась из средств регионального бюджета. |
В 1982 году институт УралгипродорНИИ по заданию Минавтодора РСФСР разработал технико-экономическое обоснование строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Свердловска. В январе 1990 года Совет министров РСФСР утвердил ТЭО. Однако произошел развал Советского Союза и федерации стало не до финансирования проекта.
В сентябре 1993 года Совет народных депутатов Свердловской области включил прокладку кольцевой автодороги в областную программу строительства и реконструкции дорожной сети. Полномасштабные работы, причем за счет областного бюджета, начались только в 1997-м.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
ЕКАД Эдуарда Росселя
В официальных источниках можно найти разную дату начала возведения обхода — 1994 и 1997 годы. Первые упоминания о реальном ходе работ появились на страницах губернаторского рупора — «Областной газеты» — в марте 1997-го. Тогда вышла небольшая статья, посвященная проблемам историко-ландшафтного парка «Истоки Исети». «Прямо по памятнику может пройти кольцевая дорога вокруг областного центра. Вроде бы обещали отнести ее на 500 метров в сторону, но проект, случайно увиденный археологами, заставил их содрогнуться: бульдозером по истории человечества!» — сказано в заметке.
Осенью 1997 года Эдуард Россель приезжает на участок, соединяющий Челябинский и Тюменский тракты. Несмотря на отсутствие федерального финансирования, строители пообещали открыть движение 20 ноября. Уже при губернаторе Евгении Куйвашеве старейший участок начнут реконструировать и расширять до четырех полос.
Фото: скриншот видео, обработка - 66.RU |
---|
Однако дела шли не слишком хорошо, и уже в феврале 1999 года, после визита к месту работ, Россель отметил, что ЕКАД, хоть и разгрузит город от транзитного транспорта, все равно не решит всех проблем. Поэтому он поручил сосредоточиться на дорогах внутри Екатеринбурга и дал задание предоставить ему все предложения, связанные с возведением автомобильных развязок в областном центре.
К началу нулевых рабочие проложили всего 34 километра дороги из 95. В 2000 году был завершен отрезок от поселка Семь Ключей до поселка Новоберезовский, к 2002-му, с задержкой на год, удалось продлить трассу до Верхней Пышмы. Открытие участка позволило транспорту выходить на тагильское направление.
Владимир Плишкин, начальник Управления автомобильных дорог Свердловской области (октябрь 2001 года):
— Несмотря на безденежье, Управление автомобильных дорог продолжает работать на стратегически важных для области направлениях. Сегодня действует почти половина кольцевой Екатеринбургской автодороги — уникального инженерного сооружения, общая протяженность которого превысит 90 километров. Поскольку строители уже вплотную подошли к Верхней Пышме, можно ожидать, что в скором времени транзитный транспорт, движущийся с юга на север, не будет заезжать в областной центр.
Однако денег на стройку отчаянно не хватало, и Эдуард Россель был вынужден просить их на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым. По оценке губернатора, для окончания работ нужно было 9,2 млрд федеральных рублей.
Эдуард Россель, губернатор Свердловской области (ноябрь 2005 года):
— Чтобы не растянуть стройку на долгие годы, необходима помощь федерального бюджета. Мы договорились о том, что эта дорога будет передана на баланс федерации и с 2006 года будет открыто ее финансирование из федеральных средств.
В то же время мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий называл куда большие цифры. По его словам, чтобы закончить стройку за десять лет, то есть к 2015 году, городскому бюджету нужно 16 млрд рублей. Но реальные ассигнования в сто раз ниже заявленной суммы.
Аркадий Чернецкий, мэр Екатеринбурга (апрель 2005 года):
— Планы бюджетного финансирования должны быть предельно напряженными, но реальными. Нам не нужен красивый проект, который сорвется в первый же месяц его реализации.
Именно в середине нулевых появился оптимизм относительно сроков сдачи ЕКАД. Звучали не слишком реальные даты замыкания кольца в 2008 и 2010 годах.
Алексей Воробьев, председатель правительства Свердловской области (октябрь, 2006 год):
— Близится к завершению возведение кольцевой автодороги вокруг Екатеринбурга, сооружение которой идет уже 12 лет. Строительство в 2006 году транспортной развязки и ввод в эксплуатацию в 2008 году участка протяженностью 6,93 километра позволит пустить транзитный транспорт в обход областной столицы и направить его на автомобильную дорогу Екатеринбург — Серов. Это дорожное кольцо станет составной частью международного транспортного коридора № 2, берущего свое начало в Центральной Европе.
Заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев в декабре 2006 года анонсировал, что ЕКАД замкнут уже в 2008-м.
Виктор Контеев, вице-мэр Екатеринбурга:
— Одной из причин пробок в Екатеринбурге является транзитный транспорт, который следует через город. Эту проблему планируется решать с помощью двух программ. Первая программа — это строительство последнего участка ЕКАД. Через два года объездная дорога будет замкнута в кольцо, и транзитный транспорт получит возможность следовать по кольцу, не заезжая в город.
По факту к этому времени удалось достроить еще один участок — от Верхней Пышмы до Серовского тракта протяженностью 7,7 километра. 24 ноября 2008 года Эдуард Россель торжественно открыл движение по этому отрезку. Это был последний участок, построенный при первом губернаторе.
Фото: скриншот видео, обработка - 66.RU |
---|
Эдуард Россель, губернатор Свердловской области (ноябрь 2008 года):
— Новый участок, который мы открываем сегодня, очень важен и для Свердловской области, и для Екатеринбурга. Он продолжает транспортное кольцо вокруг перегруженного автотранспортом города, помогает вывести из областного центра магистральный транспорт. В 2009 году мы планируем финансировать продолжение кольца, которое свяжет между собой Серовский и Пермский тракты. Этим отрезком закончим развязку дорог, и все магистрали, идущие в соседние области, будут соединены в кольцо. Ситуация на мировом рынке, конечно, задевает нас. Тем не менее и в 2009 году планируем поддерживать строительство автодорог в Свердловской области.
ЕКАД Александра Мишарина
Очередной губернаторский срок Эдуарда Росселя истек в ноябре 2009 года, и президент Дмитрий Медведев не предложил его кандидатуру вновь. Область возглавил Александр Мишарин, и именно при нем в октябре 2011 года открыли участок протяженностью 17,5 километров от Серовского до Пермского тракта. Чтобы закончить стройку в срок, Свердловская область привлекла кредит из федерального бюджета в размере 800 млн рублей.
Фото: Уралтрансспецстрой, обработка - 66.RU |
---|
Александр Мишарин, губернатор Свердловской области (октябрь 2011 года):
— С началом движения по новой дороге за пределы Екатеринбурга будет выведено 10 тыс. автомобилей, а в перспективе — более 18 тыс. машин из транзитного потока. Строительство кольцевой дороги вокруг города — насущная необходимость для региональной экономики. Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры — залог нашего роста, повышения инвестиционной привлекательности региона, увеличения доходной части бюджета и, следовательно, наших возможностей реализовать важнейшие направления социальной политики.
Таким образом, к концу 2011 года ввели пять из шести участков кольцевой автодороги протяженностью 58,7 км, и строительство северного полукольца было завершено.
Последний, шестой участок, или южное полукольцо ЕКАД, начали возводить в декабре 2011 года. Его разделили на три пусковых комплекса.
Фото: avtoretro.com, обработка - 66.RU |
---|
Первый — от Пермского тракта до подъезда к поселку Медный, второй — от подъезда к поселку Медный до Полевского тракта, третий — от Полевского тракта до автодороги М5 Урал. Однако к строительству южного полукольца ЕКАД Александр Мишарин практически никакого отношения уже не имел — после резонансного ДТП в декабре 2011 года он подал прошение об отставке и в мае уступил пост Евгению Куйвашеву.
ЕКАД Евгения Куйвашева
Именно при Евгении Куйвашеве Свердловская область начала активно получать финансовую помощь из федерального бюджета для завершения строительства ЕКАД. Тем не менее на возведение участка длиной в 35 километров ушло больше десяти лет.
В июле 2012 года Куйвашев в рамках выставки «Иннопром» подписал протокол о намерениях между правительством региона и государственной компанией «Российские автомобильные дороги» по строительству южного полукольца.
Фото: пресс-служба правительства Свердловской области, обработка - 66.RU |
---|
Подписание протокола о намерениях на «Иннопроме». Именно в 2012-м на сайте госзакупок появился тендер на определение экономической эффективности проекта платной автодороги. Планировалось, что деньги начнут брать за проезд по участку от Московского тракта до федеральной трассы М5. Однако планы так и не были реализованы. В 2015-м Евгений Куйвашев заявил, что руководство области «не смотрит» в сторону создания платных участков на ЕКАД. |
И хотя заместитель министра транспорта Свердловской области Василий Старков планировал ввести первый пусковой комплекс южного полукольца через три года после начала работ, к середине 2014-го была построена только половина 10-километрового участка. Все снова уперлось в бюджетное финансирование.
Александр Сидоренко, министр транспорта Свердловской области (июль 2014 года):
— Средств в госпрограмме недостаточно, чтобы выполнить план до 2018 года. Правительство области подготовило проект решения о выделении 10,5 млрд рублей из федерального бюджета и представило его в Совете Федерации. Сегодня Минтранс РФ запросил документы для подтверждения объемов. Будем надеяться, что все получится.
Параллельно началось строительство второго участка длиной 11 километров. На это из федерального бюджета региону выделили 6 млрд рублей.
Фото: пресс-служба правительства Свердловской области, обработка - 66.RU |
---|
Открытие первого участка южного полукольца |
Первый пусковой комплекс ввели в декабре 2015 года. На строительство ушло четыре года упорной работы и 3,85 млрд рублей.
Фото: пресс-служба правительства Свердловской области, обработка - 66.RU |
---|
Три пусковых комплекса южного полукольца. Их строили с 2011 по 2022 год. |
Дмитрий Головин, гендиректор компании-подрядчика ОАО «Трест Уралтрансспецстрой»:
— Что такое новая дорога в цифрах? Полтора миллиона кубических метров взорванного и перемещенного грунта, 240 тысяч квадратных метров асфальтобетона, два путепровода возле озер Чусовское и Глухое, эстакада и большая развязка на Медном.
После окончания строительства 10-километрового участка в ноябре 2015 года Евгений Куйвашев попросил у президента Владимира Путина деньги из федерального бюджета на строительство второго пускового комплекса. Годом ранее Москва уже выделила 1,5 млрд рублей на ЕКАД.
На тот момент стоимость стройки оценивали в 6 млрд рублей. В дальнейшем губернатор еще несколько раз обращался за помощью к федеральным властям.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Второй пусковой комплекс открыли в сентябре 2017 года. В честь этого Евгений Куйвашев возглавил велопробег.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Строительство третьего участка южного полукольца началось в 2019-м. Изначально, в рамках контракта, был заложен срок окончания работ до декабря 2024 года.
Фото: Кирилл Зайцев, 66.RU |
---|
Уже к весне 2022 года строители вышли на финишную прямую. |
Однако благодаря дополнительному финансированию, которое Евгений Куйвашев получал после бесед с Владимиром Путиным, завершить стройку века смогли на два года раньше — как раз к новым выборам губернатора Свердловской области.
Фото: пресс-служба Кремля, обработка 66.RU |
---|
В мае 2022 года в ходе видеоконференции Евгений Куйвашев поблагодарил президента за «молниеносное вмешательство в реконструкцию и строительство ЕКАД» — из федерального бюджета выделили 9 млрд рублей. |