«Бурлак» — это шестиколесный вездеход, он умеет плавать, форсировать горы, преодолевать болота, идти по льду и торосам. Машина позволяет команде долгое время существовать автономно в жилом модуле при экстремальных температурах.
Первый прототип вездехода конструктор и путешественник Алексей Макаров собрал у себя в гараже в 2015 году. В 2016-м из этого же гаража выехал «Бурлак», который стал легче и маневреннее. Первые испытания проходили тут же, недалеко, — в парке с болотистым озером.
Но вскоре уникальному автомобилю-амфибии, который, по словам разработчика, не имеет аналогов в мире, предстояло пройти настоящую проверку. Алексей Макаров с командой собрался в экспедицию на Карское море, чтобы испытать машину бездорожьем, стужей, водой и километрами.
«Доступ ко всем узлам и агрегатам осуществляется изнутри салона, чтобы суровые полярные условия не мешали ремонтировать вездеходы. Герметичная конструкция корпуса и наличие гребного винта позволяют машинам держаться на воде», — объяснял он тогда принцип работы.
16 марта 2016 года вездеход стартовал из Ивделя. Проехал через Приполярный Урал и достиг наивысшей точки — горы Народной. «Бурлак» шел вверх под углом наклона 30 градусов, после — спускался траверсом.
От Инты до Воркуты машина ехала по зимникам и тундре, где благодаря шинам низкого давления диаметром 1,75 метра удавалось развивать скорость 40 км/час, а на бездорожье за полярным кругом — 15 км/час. 25 марта машина добралась до Карского моря, преодолев более 1500 км.
Водные испытания «Бурлака» прошли на Байдарацкой губе. На вездеходе команда проехала по льду и торосам. Испытатели протестировали способность машины держаться на плаву, маневрировать и выбираться на берег, оценили, как резина реагирует на соленую воду.
По льдам и воде вездеход прошел около 120 км и выехал на берег в устье реки Хохорейтосё. Потом экспедиция вернулась в точку старта и на тралах машину с командой доставили в Екатеринбург. Маршрут вместо запланированных трех недель испытатели прошли за 16 дней. Без единой поломки.
«Проверка в полярных условиях показала, что машина сконструирована правильно, требуются лишь незначительные доработки. Например, нужно продумать защиту для гребневого винта и улучшить эргономику: изменить высоту дверных ручек, перенести разъемы для зарядки переносных радиостанций. Бытовые условия устроили всех: спать было тепло и комфортно, еду готовили на газовых горелках, ежедневно получали из снега 30 литров горячей воды, пригодной для бытовых нужд и питья», — рассказывал после испытаний Алексей Макаров.
Жилой модуль, где находились участники экспедиции, кроме газовой горелки был оборудован четырьмя спальными местами, кухней, умывальником и душем, температуру воды можно было регулировать, настраивая подачу тепла от двигателя.
После этого Алексей Макаров с командой отправился еще и в приполярное путешествие от Нового Уренгоя до Анадыря. Затем машина прошла проверку Чукоткой. После ряда доработок инвестор из Кургана, который изначально вкладывался в дело из любви к внедорожникам и экстриму, решил запустить «Бурлак» в серию.
В 2019 году в Кургане началась подготовка площадки и оборудования. В Екатеринбурге остался экспериментально-производственный цех, где работал Алексей Макаров.
«После анализа рынка мы поняли, что ниша негабаритных колесных вездеходов повышенной грузоподъемности не занята совсем, решили наладить производство по всем канонам машиностроения», — рассказывает коммерческий директор компании BURLAK Роман Панкратьев.
Сейчас в Кургане работает цех площадью более двух тысяч квадратных метров, где в месяц могут собирать по несколько машин. В следующем году предприниматели планируют переехать в еще больший цех — на восемь тысяч квадратных метров с полным циклом производства. Сейчас на площадке монтируют и устанавливают сварочное оборудование, листогибочные станки, промышленные лазерные установки и покрасочные камеры. При пиковой нагрузке с конвейера смогут выпускать до трех десятков «Бурлаков» в месяц.
«Вездеходы делятся на гусеничные и колесные. В отличие от аналогов на рынке, мы создаем негабаритную машину с обитаемым салоном, где можно вставать в полный рост и перевозить больше грузов. Этот перевозимый объем будет сопоставим уже с гусеничными вездеходами, но при этом имеет перед ними ряд преимуществ: более широкий сезон использования, экологичность, меньший расход топлива, у колесного вездехода выше скорость и он может преодолевать большие расстояния. Кроме того, он жилой. «Бурлак» — это вездеход нового класса. Его уникальность заключается в универсальности и функциональности, других таких колесных вездеходов просто нет», — поясняет Роман Панкратьев.
«Бурлак» в зависимости от модификации сможет работать в интересах нефте- и газодобывающих компаний, использоваться для геологической разведки или строительства в экстремальных условиях. Кроме того, его смогут задействовать военные и МЧС: переговоры уже идут. Использовать машину будут в арктической зоне России, на Дальнем Востоке и в тундре. Один «Бурлак» уже больше года работает на Южном полюсе.
«Вездеход будет выгоден экономически, потому что выгоднее купить одну единицу техники вместо нескольких машин, которые нужно обслуживать, содержать штат водителей с определенными видами прав. «Бурлак» сможет заменить до пяти единиц техники: на нем можно ездить и перевозить грузы, в нем можно жить, на нем можно преодолевать водные препятствия и оснастить буровой установкой, краном или другим промышленным оборудованием, то есть уже не нужен дополнительный транспорт, чтобы доставить технику на место», — говорит Панкратьев.
Представитель компании добавляет, что вездеход сделали максимально ремонтопригодным, чтобы его можно было просто обслуживать в условиях Севера. В основном «Бурлак» собран из российских комплектующих. А те, что еще остаются привозными, сейчас планируют импортозаместить. На полную мощность производство выйдет в 2024 году.