- Мера: льготные кредиты
- Статус: уже
- Условия: УАЗ, ГАЗ, Lada до 2 млн ₽; скидка на покупку — 20%; электромобили отечественного производства — скидка 35%, но не > 925 тыс.
Во второй половине июля Минпромторг расчехлил программу льготного кредитования для поддержки буксующих заводов. Условия — жирные, как никогда прежде, скидок в четверть стоимости в прошлые раунды программы мы не видели. Правда, и такого галопирующего роста цен на авто — тоже.
В перезапущенной программе много подводных камней. Во-первых, все восторженные новости почему-то упускают тот факт, что воспользоваться льготным кредитом смогут
- или семьи минимум с одним ребенком,
- или покупатели первого в жизни автомобиля,
- или медработники.
В этом новая программа дублирует сразу три старые — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» и программу для медработников времен карантина. Еще скидка положена в том случае, если покупатель сдает в трейд-ин старое авто, которым владел не менее года.
При этом список льготных заемщиков варьируется от банка к банку: Совкомбанк, например, в этот список внес еще и учителей.
Второй момент — максимальная непрозрачность всего процесса. В открытом доступе до сих пор нет полного списка банков, которые участвуют в льготной программе, и полных условий. Вслух пока заявились только ВТБ, Совкомбанк и «Открытие», а по условиям — СМИ цитируют только «скидку в 20%», а больше ничего и не известно. Онлайн-калькуляторы банков дают очень невнятные первичные расчеты, где даже ставка разбегается от 4,2% до 19,9%. Прикинуть, насколько реально выгодным получится льготный кредит, — сложно.
Ну и главное: всю благородную инициативу умножает на ноль список автомобилей, доступных к покупке. UAZ — Hunter, Patriot, Pickup; Lada — Granta и 4×4 . Ну и GAZ, который человеку с улицы вряд ли интересен, если он не малый бизнес. С льготным кредитом нельзя купить даже тульский Haval: завод там более-менее работает, но по глубине локализации «Хавейлы» по минпромторговской методике не дотягивают до звания «местное авто».
Похоже, что и сам Минпромторг понимает карикатурность меры поддержки: официально льготные кредиты должны простимулировать продажи 80 000 новых авто. В «старой экономической реальности» — в 2019-м, допустим — и без всяких скидок в 20% Patriot, Granta, 4×4 продавались за год суммарным тиражом в 170 948 шт.
- Мера: трата материнского капитала на автомобиль
- Статус: «обсуждают обсуждать»
- Условия: покупка нового легкового автомобиля российского производства с минимум тремя пассажирскими местами кроме водительского; лимит — 2 млн ₽; оформление в общую собственность с ребенком
В 2022-м за первенца семья получает 524 500 ₽, за второго ребенка — 693 100 ₽. Сейчас в статусе обсуждения находится законопроект, позволяющий тратить эти деньги на покупку автомобиля. Условия плюс-минус те же, что по льготному кредитованию: можно взять автомобиль отечественного производства и не продавать его три года, иначе деньги придется вернуть Пенсионному фонду.
«Отечественного производства» — опять же, «буханка» UAZ или ободранные Granta / 4×4 без ABS, ESP, подушек безопасности. Что само по себе звучит сомнительно для материнства, как и «семьи» в целом и детородных функций на перспективу.
- Мера: отмена транспортного налога
- Статус: «обсуждают обсуждать»
- Условия: заморозка уплаты транспортного налога на 2-3 года для авто местных производителей
Самая комичная из предложенных мер поддержки. На примере все той же ободранной «Гранты». Ее выпуск в модификации Cross как раз недавно возобновили:
- базовая цена — 742 300 ₽;
- мотор — 90 сил;
- налоговая ставка для Свердловской области — 2,5 ₽ за силу;
- налог за 2022-й — 225 ₽.
То есть с учетом возможной «заморозки» транспортного налога на 2-3 года для покупателя отечественного авто за 700 с лишним тысяч экономия составит невообразимые 450—675 ₽.
Куда сильнее сэкономит покупатель нового Patriot со 150-сильным мотором за 1 232 000 ₽ минимум. Год заморозки налога сохранит семейному бюджету 1406 ₽, 2-3 года — 2812—4218 ₽.
Вот уж поддержали так поддержали.