Одним из первых ударов для европейского автопрома стали перебои с поставками проводки с украинских заводов. По понятным причинам поставки прекратились, да так, что конвейеры концернов VW, BMW и Daimler встали. Причем встали преимущественно те конвейеры, на которых ковалось будущее европейской автомобилизации — электромобили.
В целом, по разным оценкам, остановка площадок в Украине стоила европейскому автопрому порядка 15% от общего производства автомобилей.
К июню вопрос с проводкой кое-как решился. «Шкода», например, совместно с чешской PEKM Kabeltechnik перенесла производство проводов на родину — на головной завод в Млада-Болеславе. А украинские площадки крупнейшего производителя проводов и кабелей Leoni возобновили работу, но с понятными ограничениями.
Правда, помогло это тому же Leoni не сильно: из-за боевых действий в Украине их продажи упали на 7%, выручка сократилась с $1,35 млрд до 1,26 млрд. Часть бизнеса Leoni пришлось продать конкурентам — южноазиатскому гиганту Stark Corporation. Украинские площадки, правда, в сделку не вошли.
Раз стоят заводы, то и продажи падают. По итогам 5 месяцев
Винить в этом только вооруженный конфликт в Украине не стоит: сказываются и продолжающийся эффект от разрыва цепочек поставок в карантинном 2020-м, и новый карантин в Китае, из-за которого цепочки поставок не восстанавливаются. А в Британии падение вообще идёт с 2017-го, там своих проблем хватает.
Тем не менее импакт от боевых действий и всех последствий — есть, и немалый. Только не все признаются. У Renault, например, падение продаж — 30% по итогам полугодия. И официальный пресс-релиз на эту тему — пиршество для глаз, изрядный образчик словесной эквилибристики, виртуозной дипломатии и пиара.
Читать его надо между строк. Там прямым текстом никто не говорит, что продажи в штуках упали на 30% разом. Тем более, не говорится, что, наверное, это как-то связано с уходом с российского рынка (бывшего для Renault II-м по объемам в мире).
На нескольких листах А4 пиарщики бренда рассказывают о небывалом росте прежних электромобилей, уверенном старте новых электромобилей (все успехи — от низкой базы или вообще нуля). А то, что продажи и рыночная доля упали, — очень вскользь, впроброс, между делом, под конец релиза.
Слова «Lada» и «Russia» не упоминаются вовсе, хотя до майского демарша бренда это была немалая часть бизнеса, и в итогах полугодия она еще должна бы быть учтена.
Отказ от российской энергии для Европы — вопрос вроде как решенный, но здесь и сейчас реальность очень сурова, и перебои с дешевым газом больно бьют по индустрии. Настолько, что CEO всея Volkswagen Герберт Дисс на полном серьезе обсуждает перевод своих электростанций с газа на уголь (!), лишь бы сохранить производство.
Производство в том числе электромобилей, которые спасут планету от углеродного следа.
Все произошедшее после 24 февраля действительно бьет по европейскому автопрому и авторынку. Прогнозисты LMC Automotive считают, что в результате этого всего (+ последствия карантина, + новый карантин в Китае) продажи авто в Западной Европе по году составят порядка 9,8 млн шт. — для сравнения, в докарантинном 2019-м — 14,29 млн шт.
Но не нам зубоскалить на этот счет, конечно. В России по итогам мая, например,
и это еще не дно, и Европе до этого уровня надо очень постараться.