Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Министр финансов решил пересадить чиновников на ободранные «Гранты». Это уже третья попытка в истории

16 июня 2022, 13:24
Колонка
Министр финансов решил пересадить чиновников на ободранные «Гранты». Это уже третья попытка в истории
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Антон Силуанов заявил, что «государство должно взять на себя риски бизнеса по реализации товаров». Кирилл Зайцев объясняет, почему это популизм — и далеко не первый.

Иронично, но интервью министра совпало с анонсом старта продаж ободранной «Гранты» — маркетологи называют ее элегантным словом Classic. Там ни подушек, ни других систем безопасности, зато есть электростеклоподъемники (только спереди) и даже 4 динамика (магнитолу придется покупать самим).

Других производственных планов у АвтоВАЗа пока нет (в июле должны запустить ободранную «Ниву»), так что слова Силуанова о том, что «государство должно обеспечить спрос», надо примеривать на «Гранту».

Это вызывает стойкое дежавю у тех, кто читал новости в 90-е. Тогда мэр Москвы Юрий Лужков обеими руками поддерживал пересадку чиновников на изделия российских производителей и дал «Москвичу» на модернизацию порядка 2 миллиардов бюджетных рублей в виде беспроцентного кредита.

Программа была рассчитана на 6 лет — с 1994 по 2000, товарные «элитные нашемарки» появились уже в 1997-м. Первым «Москвич» новой эры получил сам Лужков — это был седан «Князь Владимир». Правда, сделанный в традициях российского экспортозамещения: у «Князя Владимира» был двухлитровый мотор Renault. Другое оснащение — тоже чуждое посконным изделиям АЗЛК: электропакет (приводы стекол и зеркал), гидроусилитель руля и кожаная отделка.

Фото: фирмы-производителя

«Князь Владимир» стал прообразом для следующего лакшери-«Москвича», «Ивана Калиты», который продержался на конвейере с дефолтного 98-го по 2001-й. Ну, как «продержался»: в свободную продажу машины не выпускали из-за слишком высокой цены, а люди из правительства не разбегались покупать — и тоже из-за высокой цены. За 35 000 «у. е.» в годы оные можно было взять немецкий продукт понятного качества, а не мелкосерийные опыты.

Несмотря на все дотации и преференции московских властей, «Москвич» с морально устаревшим модельным рядом по неконкурентным ценам был обречен.

Еще одну попытку пересадить чиновников на нашемарки предпринял другой яркий политик 90-х — Борис Немцов, бывший тогда первым вице-премьером, а до этого возглавлял Нижегородскую область. Немцов убедил президента Ельцина в необходимости пересадки госслужащих на продукцию отечественных заводов, но выполнить эту программу не смог.

Фото: ym-penza.ru / скрин 66.RU

31 марта 1997-го президент подписал распоряжение «О вопросах обеспечения автотранспортом федеральных органов власти», которое предписывало в кратчайшие сроки прекратить использование средств бюджета на закуп автотранспорта иностранного производства для органов власти.

Но потом выяснилось удивительное: ни специалистов, ни компетенций для постройки чиновничьих автомобилей в России не осталось. Если для Немцова еще могли полукустарным образом сделать гибрид «Волги» и «Мерседеса», то для первого лица такой «кентавр» не подходит как минимум по соображениям безопасности. Бронированный Pullman — он как-то понадежнее будет.

В апреле 99-го Борис Ельцин свое распоряжение сам и отменил.