Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Какой семейный автомобиль можно купить на вторичном рынке прямо сейчас. Три неочевидных варианта

Какой семейный автомобиль можно купить на вторичном рынке прямо сейчас. Три неочевидных варианта
Фото: фирмы-производителя
Что считать «семейной» машиной — вопрос дискуссионный. На сложившемся рынке какую машину смог купить, та и семейная. Но если подходить с критериями недавнего прошлого, то «семейная» — та, что дает чуть больше пространства всем пассажирам. В этом плане самая семейная машина — семиместный SUV, а то и микроавтобус. А что, если микро-микро?

В былые годы формат MPV — микровэны, компактвэны — был катастрофически недооценен и недолюблен российскими автомобилистами. Отчасти виной тому сами MPV: отличия от хэтчбеков/универсалов в том же размере нередко были эфемерные, вот на них и не смотрели.

А зря: MPV на фоне полноформатных минивэнов менее громоздки, но комфорта при этом дают чуть больше, чем хэтчи того же класса. За счет более высокой крыши MPV комфортнее для высадки-посадки пассажиров (особенно в детском кресле!), да и находиться там приятнее.

Opel Meriva

  • годы: 2011–2014
  • моторы: бензин, дизель (100–120–140 л. с.)
  • диапазон цен на вторичке: 450 000 — 980 000 ₽
Фото: фирмы-производителя

Распашные двери стали визитной карточкой модели. И самой спорной ее частью. Долгое время такие двери обзывались «суицидными» и были под запретом (у всех, кроме Rolls-Royce, который каждую модель сертифицировал отдельно). Причина — дополнительные риски для пассажиров при выходе из авто. «Обычную» дверь попутная машина просто снесет, тут же — придавит пассажира. Opel заявлял, что все норм. EuroNCAP выдал 5 звезд за краш-тест.

С «Меривой» мы провели достаточно много времени (и километров) пять лет назад во Франции. Это был сильно потрепанный жизнью прокатный аппарат с пробегом хорошо под 300 тыс. км. Несмотря на это, нареканий у меня к нему не осталось: да, рычаг МКПП от времени подразболтался, дверные карты поскрипывали (особенно в багажнике) при закрывании. Но в остальном — всем бы такими быть после пробега а-ля 7,5 раз по экватору.

Фото: архив 66.RU

Моя рабочая лошадка (слева)

Meriva запомнилась мне как очень сбалансированный автомобиль. С одной стороны, она компактна настолько, чтобы не было дискомфорта на тесных улочках деревенек округа Сартэ. С другой, она велика настолько, что «воздуха» для двух командированных мужчин в ней избыточно. А вот для компании или семьи — прямо хорошо.

Фото: фирмы-производителя

Сказывается то, о чем я говорил выше: при схожих с родственной «Астрой» габаритах Meriva драматически лучше в плане комфорта пассажиров из-за иной компоновки салона с высокой крышей, которая позволяет поставить задние кресла чуть повыше, выгадывая тем самым пространство для ног. Они у тебя при езде не присогнуты, а чуть выпрямлены. В ежедневной езде, может, и незаметно. Но во время пробросов на 500–600 км разом это весомо.

Фото: фирмы-производителя

Немецкие ортопеды распашные двери, наоборот, хвалили: вся конструкция обеспечивала оптимальную для высадки-посадки высоту дверного проема: нагрузка на позвоночник с подобной конфигурацией меньше. Не знаю про нагрузку на позвоночник, но установка детского кресла с таким высоким проемом будет легкой и непринужденной. Особенно люлек 0+

Багажник у «Меривы» вроде и не выдающийся (400–1500 л), но за счет гибкой трансформации салона там всегда можно место и для людей найти, и для чемоданов, велосипедов, сноубордов. Задний ряд представляет собой три раздельных кресла, которые можно сгибать-двигать в широком диапазоне, выгадывая дополнительное пространство для пассажиров или поклажи. Производитель насчитал вот столько возможных конфигураций. Хотя, думаю, их может быть куда больше.

Фото: фирмы-производителя

Динамические возможности «Меривы» сильно зависят от мотора. О 100-сильном атмосфернике ничего хорошего вспомнить не могу, как и про дизель 1,7 л (был у нас только до рестайлинга). А вот 120-сильный 1,4 турбо — это прямо да. Напор со старта, подхват с ходу, тишина работы — все при нем. А еще Meriva удивительно хороша на ходу. Причем не только в поворотах. Тогда, на французских хайвеях, меня больше удивило отсутствие родовой болячки компактвэнов — парусности. Конкурентов «Меривы» на прямиках на большом ходу ветром натурально сдувает, а она стоит не шелохнется.

Смело могу рекомендовать молодым семьям с прицелом и на туристическое использование.

OK Салон, багажник, возможности трансформации
Не OK Сомнительная конструкция дверей, абсолютно убогая медиасистема в дорестайлинговых машинах

KIA Venga

  • годы: 2010—2018
  • моторы: бензин (90–124 л. с.)
  • диапазон цен на вторичке: 480 000 — 1 140 000 ₽

«Венгу» могу рекомендовать не так смело: в отличие от «Меривы» она больше «компакт», чем «вэн». Багажник, например, сильно меньше: 314 — 1253 л. Но салон за счет все того же высокого потолка разительно просторнее, удобнее, попросту лучше, чем в любой другой машине «четыре метра с хвостиком». Более того: по сравнению с другими KIA тех лет — Cerato или Cee'd — она на добрые дециметры короче, но гораздо дружелюбнее к пассажирам.

Фото: фирмы-производителя

Сделана Venga сильно проще любого немецкого конкурента тех лет. Это машина переходного периода, когда корейцы уже ушли из откровенного лоукоста, но до уровня полноценного среднего класса им оставалось еще лет 5. Вот тут все такое переходное: дешевенькая обивка, простенький пластик в отделке, эстетически сомнительная подсветка — все, за что ругали «корейцев» начала «десятых».

Фото: фирмы-производителя

Зато многих эта простота-то и подкупит! Посконные движки (атмосферные, 1,4 и 1,6 л — фактически повторяют гамму Solaris/Rio), «проверенные временем» автоматические трансмиссии (добрая дедушкина 4-ступка) — с оглядкой на смутные времена, возможно, машина с такими кондовыми агрегатами даже предпочтительнее.

Фото: фирмы-производителя

Рыночная судьба у Venga незавидная. Хитом она не стала, да и вообще мало-мальски популярной ее не назвать. Из-за слабых продаж модель продержалась на плаву всего одно поколение и прямого «сиквела» не получила. Отчасти — справедливо (см. список косяков выше). Но все равно обидно как-то. Потенциал-то был: много места в малом размере, недорого и добротно. Нам таких машин во все времена не хватало.

Фото: фирмы-производителя
OK Много места в такой крохе, ремонтопригодность, невысокая стоимость владения
Не OK И все же простота порой хуже воровства

Volkswagen Golf Plus Mk2

  • годы: 2010–2014
  • моторы: бензин (102 — 122 л. с.)
  • диапазон цен на вторичке: 450 000 — 1 200 000 ₽

Второе поколение в названии — лукавство. Скорее, это глубокий рестайлинг машины 2006 года с очень точечными изменениями во внешности и обновленной линейкой моторов. А так — Golf Plus как Golf Plus. И он — из тех машин, про которые уже через пару километров после знакомства говорят: «Он снаружи ничего из себя не представляет, а на самом-то деле!..» И это правда так: ни особого дизайна, ни ярких акцентов — максимальная немецкая сухость, прохлада во взгляде и отстраненность от трендов и моды.

Фото: фирмы-производителя

При этом внутри — чистейший инжиниринг, образцовая конструкция, к которой не возникает вопросов. Это к KIA или к Chery я могу придираться по отклику на акселератор или фидбэку по рулю, а Golf — это Golf. Мягкий пластик на торпедо 10-летнего экземпляра не скрипит и не дребезжит, 1,4 TSI даёт отклик на малейший тычок акселератора, руль точно сообщает положение колес, а эргономически он исполнен так, что с самой первой минуты не покидает ощущение, будто его слепили по твоим и только твоим лекалам.

Фото: фирмы-производителя

В общем, если меня спросят про образцовый автомобиль для очень взыскательного, но не шибко обеспеченного драйвера, то я скажу одно слово: «Гольф». И добавлю «Плюс», если взыскательному драйверу хочется чуть больше комфорта на заднем ряду. Там и воздуха над головой побольше, и столики откидные есть, и вообще — езда в кайф, потому что многорычажка. На моноприводном «Кароке», например, который плюс-минус о том же, еще и того же концерна, сзади трясет неимоверно из-за балки. А теперь сравните стоимость нового «Карока» — и 8-летнего Golf Plus, который не хуже во всем, а во многом — лучше.

Фото: фирмы-производителя

Ложку дегтя насыпать-таки надо. Для семейной машины у Golf Plus сомнительный багажник. Да, со своими «350 л» в этой подборке он ровно посередине между 300+ литров у Venga и 400 литрами у Meriva. Но как для многоцелевого авто — маловато. Впрочем, и без этого у него «под полку» умещается чемодан один большой, термосумка средняя, рюкзак объемный, рюкзак поменьше, рюкзак детский, пара роликовых коньков взрослых, ролики детские. И экипировка.

Моложе 8 лет найти не получится: Golf Plus кончился в 2014, на его место пришел Golf Sportsvan. Я трогал такой на премьере в Женеве — он еще прекраснее, но в РФ достать можно — только если обходными путями. «Плюсы» же пока еще отдают, но ухоженные экземпляры найти сложно, а те, что встречаются, знающие люди отрывают с руками. Я вот один такой супруге урвал (красненький, как на фото выше), другой — невестке.

Фото: фирмы-производителя

На этом месте форумные «знатоки» начинают петь про «…ломучие VAGи…турбина не доживает до 100 000 км…DSG рассыпается». Но мой опыт подсказывает, что тут — как с хрустальными изделиями. Они, конечно, не образцы прочности (не путать с долговечностью), но в нормальных руках живут долго и счастливо. Нашему «Плюсу» уже 120+ тыс. км (из них 5200 — за последние пару недель), и там родное, с завода — всё, кроме передних и задних тормозных колодок.

OK Эталонная инженерия. Техническое изделие, придуманное, настроенное, собранное людьми с высшим инженерным образованием.
Не OK В багажник не доложили литров 50. А то и 100