Самобеглые повозки Луи Рено служили еще императорской фамилии. Николай II вообще был по этой части большим энтузиастом, в его гараже нашлось место и «Мерседесам», и «Делоне-Бельвиль», и «Роллс-Ройсам», конечно, а на содержание императорских гаражей (↓) в Царском селе, Петергофе и Ливадии тратились немалые средства казны.
Фото: скрин 66.RU |
---|
Тогда же Renault впервые пытались «локализовать» на российской почве: в 1916 году создано общество «Русский Рено» и заложен завод в Рыбинске. По плану, там могли собирать по 2500 грузовиков, госзаказ сразу на 7500 шт. был сформирован и оплачен (почти 137 млн дореволюционных рублей).
Фото: скрин 66.RU |
---|
А потом случился 1917-й. После революции завод был, естественно, национализирован, и делать там стали… танки (↓). Над ребрендингом особо не заморачивались: был Renault FT-17, стал «Русский Рено». Хотя встречается и наименование «Танк «Борец за свободу тов. Ленин».
Фото: скрин 66.RU |
---|
На этом официальные контакты Renault и советской России прекращаются на долгие годы. Возобновились они при Хрущеве, на рубеже 60–70-х. Правительство СССР заключило с французами целое соглашение о развитии автомобильной промышленности. По нему, в частности, «Рено» поставляли на «Ижмаш» оборудование и оснастку.
Фото: архив 66.RU |
---|
Музей «Lada Ижевск» сегодня |
Были также планы выпускать на том же «Ижмаше» Renault 16 вместо «Москвича». Но главный конструктор предприятия посчитал, что «Москвич-412» во всем лучше «француза» и Renault 16 осваивать «народному хозяйству не нужно».
Фото: архив 66.RU |
---|
Музей «Lada Ижевск» сегодня. «Перспективные модели собственной разработки», которые так и не увидели свет |
Дальше пути «Москвича» и Renault неоднократно сходились. Например, в конце 90-х, когда мэр Москвы Юрий Лужков пытался спасти АЗЛК и там выдумывали все новые и новые «лакшери»-модификации. Так, «Иван Калита» и «Князь Владимир» в разное время примеривали моторы Renault F3R, F4R и F7R, но ничего хорошего из этого не вышло, Moskvich все-таки умер.
Фото: архив 66.RU |
---|
Поздние опыты АЗЛК в музее УГМК |
В 99-м на базе АЗЛК заработал конвейер Renault. Сначала там собирали Megane, 19 и Clio, но самый расцвет пришелся на времена легендарного Logan, который впервые в новейшей истории показал широчайшим массам россиян, что «бюджетный автомобиль» — это не страдание и боль, а «купить иномарку» — вполне подъемно даже простому работяге.
В 2022-м история АЗЛК и Renault сделала очередной поворот: завод забрали на баланс города, мэр Собянин принял решение о возобновлении производства легковушек под «историческим брендом».
Moskvich.