Контекст
Еще в феврале, после превращения РФ в де-факто страну-изгоя, стало ясно, что десятки российских автозаводов не смогут работать в прежнем режиме. Вся сборка завязана в большей или меньшей степени на ресурсную и компонентную базу других стран, по совпадению — из списка «недружественных». То есть «Гранта» с «Вестой», например, — машины исконно российские, но огромное количество компонентов (ABS, ESP, подушки безопасности, модули экстренного оповещения «ЭРА ГЛОНАСС») — Германия или, допустим, Франция.
Это поставило российскую автоиндустрию на грань выживания: иностранные предприятия в принципе заморозили свою деятельность на неопределенный срок, а местные не могли собирать машины без ряда компонентов чисто в силу сертификационных требований. Например, машины без ABS выпускать нельзя, а ABS нет, потому что Bosch из недружественной страны (ещё и НАТО). Тупик.
Примерно сразу поползли слухи о том, что Минпромторг готовится откатить сертификационные требования куда-нибудь в 90-е — чтобы площадки (преимущественно ВАЗ, ГАЗ, УАЗ) могли собирать хоть что-нибудь вполне легальное. И вот они откатили.
Главные положения
• «Допускается не оснащать ТС антиблокировочной системой тормозов»
Автоматически встает вопрос системы стабилизации, о которой отдельной оговорки нет, но которую невозможно реализовать без блока ABS (вся страхующая электроника в современных автомобилях работает в связке)
• «Допускается не оснащать ТС устройством вызова экстренных оперативных служб до 1 августа 2022». После 1 августа 2022 — «допускается выпуск без … с последующим дооснащением»
Это «ЭРА ГЛОНАСС», на установку которой уже действует мораторий: пресловутый дефицит чипов. Система, напоминаю, в автоматическом или ручном режимах умеет подавать сигналы бедствия в случае ДТП. В год помогала спасать по 500+ жизней.
Другие послабления тоже касаются вопросов безопасности. Так, например, из списка сертификационных требований пропал боковой краш-тест, что развязывает руки производителям по количеству (и наличию) подушек безопасности.
Труднее сказать по «выхлопу». В апреле в СМИ широко разошлась формулировка «Разрешат Евро-0», но конкретного пункта в постановлении Правительства нет. Установка каталитического нейтрализатора отработанных газов по-прежнему прописана («…если предусмотрена конструкцией»), то есть какому-то «Евро…» токсичность выхлопа соответствовать точно будет — на базе той же «Гранты», возможно, что и «…2».
В сухом остатке вырисовывается
Российские производители без иностранного участия (и лицензий) могут выпускать аутентичные российские модели (Vesta, Granta, Niva, Patriot, Hunter…). Правительство разрешило сделать эти модели
- менее комфортными;
- менее безопасными;
- более токсичными.
Контуры всего нашего дальнейшего будущего в миниатюре.