Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Европейские автозаводы тоже стоят. Две причины

7 апреля 2022, 12:35
Европейские автозаводы тоже стоят. Две причины
Фото: архив 66.RU
Текущие трагические события на границах Евросоюза не могли не сказаться на экономике Евросоюза. И прилетело, откуда не ждали.

Российский авторынок летит в ад: только за март падение продаж составило 43%, и это был еще довольно сытный месяц, потому что на складах дилеров оставались хоть какие-то машины. С тех пор заводы встали и стоят. Только в Калуге заморожены площадки Volkswagen (4200 рабочих), Peugeot-Citroen-Mitsubishi (2000 рабочих) и Volvo Trucks (600 рабочих). Причины разные, но все сводится к нарушению цепочек поставок компонентов.

По ту сторону границы Евросоюза тоже нехорошо: только немецкие производители в марте недопроизвели 150 000 штук, а глобально аналитики S&P прогнозируют невыпуск 2,6 млн единиц по 2022-му в целом. Причины все те же — нарушение цепочек поставок. Они сломались еще после карантинов 2020-го, и мировая автомобильная отрасль и без того целый год испытывала нехватку полупроводников. Теперь к ним добавились еще две проблемы.

Первая проблема: украинские провода и неон

Украинские компании контролируют порядка половины поставок чистого неона для производства полупроводников, где этот газ используется в лазерах, при помощи которых делают чипы. Сюда же добавляются очередные карантины в Китае, из-за которых уже встали полупроводниковые производства в Шеньжене и Чанчуне. Наравне с перебоями поставок неона это может привести к углублению дефицита готовых чипов — говорится в отчете S&P.

Еще труднее заменить автопроизводителям провода с украинских фабрик, которыми в былое время комплектовалось от полумиллиона до миллиона автомобилей ежегодно. Заменить поставщиков проводки или провести релокацию производства можно, но на это уйдет от 3 до 10 месяцев. Для автомобильных заводов Польши и Германии это критично, потому что 45% проводов с Украины предназначалось для этих площадок. Основной удар пришелся (и приходится) на VW и BMW. Прямо сейчас не производятся, например, все большие SUV немецкого концерна на заводе в Братиславе (Словакия) — Touareg, Q7, Cayenne.

Вторая проблема: российский палладий и платина

Россия — это 40% от мировой добычи палладия (оценка USGS, Геологической службы США). А 2/3 от добытого палладия — это автомобильные компоненты, например, активные элементы каталитических нейтрализаторов отработанных газов. В случае наложения санкций на импорт палладия из России (или контрсанкций Кремля на экспорт палладия из России), производство автомобилей с этими компонентами встанет. Заменить палладий по ряду позиций можно платиной, которая

  • а) тоже нередко из России (II место по запасам);
  • б) такая замена недешевая, еще и потребует омологации изменений конструкции авто, на которую уйдут месяцы.

Сбой поставок палладия аналитиками пока не включаются в базовые прогнозы, но с прогнозами в наше время как-то стабильно не очень.