Предложено расширить полномочия правительства на период действия западных санкций. Документ с поправками в действующее законодательство направил в кабмин комитет Госдумы по промышленности и торговле.
Согласно поправкам, кабмину разрешат устанавливать предельные розничные и оптовые цены на дизельное топливо и бензин. В Госдуме подчеркнули, что это особенно важно, поскольку эти цены оказывают влияние на формирование себестоимости социально значимых товаров и пищевых продуктов. Депутаты считают, что это решение поможет и пресекать спекуляции, а также искусственный ажиотаж.
Глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев пояснил «Известиям», что поправки хотят внести в принятый в первом чтении законопроект «О внесении изменений в ст. 15 закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ».
По мнению замруководителя ИАЦ «Альпари» Натальи Мильчаковой, внедрение потолка цен на бензин выгодно покупателю. Действующий с 2019 года в России механизм демпфера хоть и позволяет избегать резких скачков цен, но не препятствует самому тренду роста. А потому он выгоден скорее производителям и розничным продавцам нефтепродуктов.
Суть демпфера в том, что в случае превышения условных (установленных правительством в начале года) цен на бензин мировыми государство выплачивает нефтяным компаниям налоговый вычет.
Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша почти уверен в принятии поправок, но сомневается в целесообразности дополнительных инструментов регулирования цен. Ведь на сегодня возможности для вывоза нефтепродуктов из страны ограничены, а внутренний рынок затоварен — предпосылок для роста цен нет. Эксперт также предупреждает: госрегулирование может привести к дефициту.
С 10 января по 10 марта текущего года цены на бензин, дизельное топливо и сжиженные углеводородные газы снизились:
Евгений Аркуша прогнозирует сохранение стабильности цен на внутреннем рынке в ближайшие месяцы. В антимонопольной службе заявили, что есть даже предпосылки для снижения розничных цен на АЗС.
Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев указал на то, что введение потолков цен заставит приостановить действие биржевых механизмов.
«Основной фактор, влияющий на ценообразование внутри страны, — резко изменившаяся величина экспортной альтернативы топлива. И это решается либо путем корректировки демпферного механизма, либо установлением специальных условий по расчету экспортной альтернативы по определенным курсам валют», — уточняет Дмитрий Гусев.
Не поддерживают идею с госрегулированием цен и в Независимом топливном союзе (НТС). Глава организации Павел Баженов говорит, что такая мера лишит отрасль инвестиций и приведет к дефициту топлива. Он рекомендует снизить акцизы и проработать новые возможности для заработка АЗС на чем-то помимо топлива. К примеру, разрешить им продавать алкоголь.