Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России могут ввести госрегулирование цен на бензин. Последствия для бизнеса и покупателей

16 марта 2022, 12:03
В России могут ввести госрегулирование цен на бензин. Последствия для бизнеса и покупателей
Фото: архив 66.RU
Предприниматели и эксперты видят в установке предельной стоимости определенные риски: нарушение действующих механизмов сдерживания роста, снижение инвестиций, дефицит. Под вопросом и целесообразность такого шага в сегодняшних реалиях.

Предложено расширить полномочия правительства на период действия западных санкций. Документ с поправками в действующее законодательство направил в кабмин комитет Госдумы по промышленности и торговле.

Согласно поправкам, кабмину разрешат устанавливать предельные розничные и оптовые цены на дизельное топливо и бензин. В Госдуме подчеркнули, что это особенно важно, поскольку эти цены оказывают влияние на формирование себестоимости социально значимых товаров и пищевых продуктов. Депутаты считают, что это решение поможет и пресекать спекуляции, а также искусственный ажиотаж.

Глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев пояснил «Известиям», что поправки хотят внести в принятый в первом чтении законопроект «О внесении изменений в ст. 15 закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ».

По мнению замруководителя ИАЦ «Альпари» Натальи Мильчаковой, внедрение потолка цен на бензин выгодно покупателю. Действующий с 2019 года в России механизм демпфера хоть и позволяет избегать резких скачков цен, но не препятствует самому тренду роста. А потому он выгоден скорее производителям и розничным продавцам нефтепродуктов.

Суть демпфера в том, что в случае превышения условных (установленных правительством в начале года) цен на бензин мировыми государство выплачивает нефтяным компаниям налоговый вычет.

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша почти уверен в принятии поправок, но сомневается в целесообразности дополнительных инструментов регулирования цен. Ведь на сегодня возможности для вывоза нефтепродуктов из страны ограничены, а внутренний рынок затоварен — предпосылок для роста цен нет. Эксперт также предупреждает: госрегулирование может привести к дефициту.

С 10 января по 10 марта текущего года цены на бензин, дизельное топливо и сжиженные углеводородные газы снизились:

  • Аи-92 — снижение оптовой цены на 26,4% (до 36,9 тысячи рублей за тонну);
  • Аи-95 — снижение оптовой цены на 23,1% (до 40,2 тысячи рублей за тонну);
  • зимний дизель — снижение оптовой цены на 27,6% (до 47,5 тысячи рублей за тонну);
  • летний дизель — снижение оптовой цены на 10,4% (до 45,6 тысячи рублей за тонну).

Евгений Аркуша прогнозирует сохранение стабильности цен на внутреннем рынке в ближайшие месяцы. В антимонопольной службе заявили, что есть даже предпосылки для снижения розничных цен на АЗС.

Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев указал на то, что введение потолков цен заставит приостановить действие биржевых механизмов.

«Основной фактор, влияющий на ценообразование внутри страны, — резко изменившаяся величина экспортной альтернативы топлива. И это решается либо путем корректировки демпферного механизма, либо установлением специальных условий по расчету экспортной альтернативы по определенным курсам валют», — уточняет Дмитрий Гусев.

Не поддерживают идею с госрегулированием цен и в Независимом топливном союзе (НТС). Глава организации Павел Баженов говорит, что такая мера лишит отрасль инвестиций и приведет к дефициту топлива. Он рекомендует снизить акцизы и проработать новые возможности для заработка АЗС на чем-то помимо топлива. К примеру, разрешить им продавать алкоголь.

  • Сейчас помимо демпфера в стране действуют такие механизмы регуляции цен на внутреннем рынке, как биржевые ограничения колебаний стоимости на торговых сессиях, а также увеличение доли продаж топлива на бирже (до 11% для бензина, до 7,5% для дизеля).
  • Прямое ограничение уровня цен топлива возможно только выше его себестоимости. На сегодня порядка 70% оптовой стоимости бензина и дизеля является налоговой составляющей, а потому госрегулирование приведет к необходимости сократить и фискальную нагрузку.
  • Перенаправление дополнительных объемов топлива на внутренний рынок в условиях санкций создало профицит. В совокупности со снижением оптовых цен это позволяет не только не повышать, но даже снижать сегодня стоимость топлива на российских АЗС. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман предположил, что рост цен возможен после нормализации ситуации с экспортом нефти и нефтепродуктов из России.