Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Россияне увязают в кредитах. На примере авторынка

9 февраля 2022, 14:48
Россияне увязают в кредитах. На примере авторынка
Фото: архив 66.RU
По части автокредитов 2021-й был рекордным, а наступивший 2022-й продолжает эти рекорды обновлять и дополнять.

Если взять бренды из топ-10 самых продаваемых, то увидим, что по итогам 2021 на рынке новых легковушек

  • у KIA кредитные продажи пришлись на треть тиража (34%);
  • у Renault — чуть больше четверти (26,2%).

Но эти цифры не отражают в полной мере масштаб: те же Renault рассказывают на публике о кредитных продажах только по своей фирменной программе Renault Finance — без учета других финансовых продуктов (в том числе «взял потребкредит» и «перехватил у друга до получки»).

Реальные масштабы закредитованности на авторынке в целом куда выше «четверти» и «трети» — и показатель этот почти непрерывно растет шесть лет. Так,

  • с 2015-го по 2020-й доля кредитных продаж новых авто увеличилась с 32% до 45%,
  • а в 2021 доля не просто выросла — кредиты побили рекорд: впервые с 2014 года их выдано больше миллиона (правда, на все авто — новые + б/у).
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Больше, чем в 2021-м, кредитов в истории российского авторынка раздали только в 2013 году.

При этом увеличивается не только количество кредитов, но и условия их выдачи и обслуживания. Так, из-за продолжающегося дефицита новых автомобилей покупатели переметнулись на вторичку. И уже в начале 2022-го

  • «Автостат» намерил, что средняя цена б/у-авто перевалила за миллион рублей;
  • банки параллельно отметили, что размер среднего чека по кредиту тоже вырос (на примере ВТБ — вырос вдвое, превысив отметку ₽1,4 млн).

Плюс-минус стабилен только список бестселлеров, на которые берут кредиты: это Lada, Hyundai да KIA.

То есть в 2022-м мы проснулись в мире, в котором люди берут в долг миллион с хвостиком, чтоб хватило хотя бы на ВАЗ.