Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

На перекрестках 3 года разделяют потоки людей и машин, чтобы пешеходов реже сбивали. Но стало только хуже

5 октября 2021, 18:02
На перекрестках 3 года разделяют потоки людей и машин, чтобы пешеходов реже сбивали. Но стало только хуже
Фото: отдел пропаганды ГИБДД по Свердловской области
Новая схема регулирования на перекрестках была призвана обезопасить пешеходов от наездов автомобилей при поворотах. В результате меньше таких ДТП не стало, пробки на дорогах выросли, а люди начали чаще перебегать проезжую часть на красный свет или по опасной траектории.

В ноябре 2018 года ГИБДД выдала предписание администрации Екатеринбурга об изменении схемы регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов на 58 перекрестках в разных районах. Того требовал ГОСТ Р 52289–2004 — «для повышения уровня безопасности пешеходного движения», а если выражаться проще — чтобы машины реже сбивали людей при поворотах.

«Для выполнения данного требования требуется модернизация светофорных объектов, а именно установка дополнительных секций», — пояснили тогда 66.RU в отделении пропаганды ГИБДД по Екатеринбургу.

Однако на первых порах перекрестки не оборудовали дополнительными светофорными секциями, а вводили отдельные фазы. Попросту говоря, светофоры настроили так, что в момент, когда проезжую часть пересекают пешеходы, двигаться транспортным средствам стало запрещено. Совсем. Даже поворачивать направо или налево, предварительно пропустив пешеходов, как это можно было делать раньше.

Эксперимент начали осенью 2018-го на перекрестке Ленина — Карла Либкнехта. Как следствие, центральная улица несколько дней простояла в пробках, причем не только в часы пик. После фиаско на перекрестке вернули старую схему движения. Позже аналогичные проблемы возникали на разных участках. Так, совсем недавно, в сентябре, в глухую пробку встала улица 8 Марта на подъездах к Большакова.

Оснащать светофоры дополнительными секциями, на которых изображен пешеход со стрелкой, активно начали лишь в 2021 году. Все из-за того, что они требуют электропитания, а не на всех светофорных объектах имеется необходимых запас жил кабеля.

Пожалуй, наиболее лаконично ход реформы на одном из заседаний гордумы описал вице-мэр Екатеринбурга Алексей Бубнов: «В 2018 году был утвержден ГОСТ, и мы начали вводить отдельные пешеходные фазы, ввели на четырех светофорных объектах. Город встал. Милицейское начальство дало команду — откатили. Второй этап начали в 2020 году во время пандемии. Мы порядка 200 перекрестков перевели в отдельные фазы. Никакими мероприятиями по интеллектуальному светофорному регулированию мы обратно в то состояние, которое было, трафик не вернем».

А потом безапелляционно добавил следующее.

Алексей Бубнов, вице-мэр Екатеринбурга по благоустройству:

На перекрестках 3 года разделяют потоки людей и машин, чтобы пешеходов реже сбивали. Но стало только хуже

— Что касается пробок, они к нам пришли навсегда. Ничего с ними мы сделать не можем.

В пресс-службе администрации Екатеринбурга 66.RU уточнили, что сегодня на улицах Екатеринбурга установлено 675 светофорных объектов, из них:

  • на 248 перекрестках разделены транспортные и пешеходные потоки;
  • на 38 установлены дополнительные информационные секции.

И это далеко не конец. «Установка информационных секций планируется как при строительстве новых светофоров, так и при ремонте существующих объектов. Например, в 2022 году в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется ремонт 27 светофоров, на которых будут реализованы мероприятия по повышению безопасности пешеходного движения», — уточнили в пресс-службе администрации Екатеринбурга.

Из-за новых схем заторы образовываются не только на проезжей части — пешеходам теперь тоже приходится дольше ждать своей очереди, чтобы миновать модернизированные перекрестки. Нередко они компенсируют время ожидания тем, что пересекают перекресток наискосок. Это противоречит ПДД, но логично (ведь весь транспорт в этот момент стоит). Хотя в условиях Екатеринбурга не всегда удобно: часто люди натыкаются на металлические ограждения и тратят дополнительные секунды, чтобы их обойти.

Этих проблем можно было бы избежать, если бы дорожники нанесли соответствующую разметку (оборудовать так перекрестки разрешено уже с 2015 года):

Однако, судя по ответу мэрии, об этом можно только мечтать: «В соответствии с ГОСТ 52289–2019, для организации диагонального перехода требуется установка светофорных секций и нанесение дорожной разметки. Установка дополнительных пешеходных светофоров является капиталоемким мероприятием и будет реализовываться при реконструкции или капитальном ремонте улично-дорожной сети. Например, в рамках реализации проекта «Капитальный ремонт улицы 8 Марта от улицы Бориса Ельцина до улицы Щорса» на перекрестке ул. 8 Марта — ул. Радищева планируется организация диагонального пешеходного перехода с установкой новых пешеходных светофоров и нанесением диагональной дорожной разметки».

В отделении пропаганды ГИБДД по Екатеринбургу 66.RU заявили, что решение о нанесении разметки принимает собственник дороги, то есть администрация города. Ее возможно нарисовать там, где потоки пешеходов и транспорта разделены. Неофициально в Госавтоинспекции говорят, что не намерены штрафовать людей за переход по диагонали перекрестка с разделенными потоками, но без соответствующей «зебры».

Ну и, наконец, самое главное: с внедрением новой схемы на перекрестках пешеходов в Екатеринбурге сбивать реже не стали. И это с учетом того, что из-за пандемии коронавируса несколько месяцев львиная доля пешеходов сидела по домам.

На перекрестках 3 года разделяют потоки людей и машин, чтобы пешеходов реже сбивали. Но стало только хуже
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Вообще, в 2020 году по сравнению с предыдущими пятью годами снижение произошло лишь по числу погибших в результате наездов пешеходов. Да и то «благодаря» аномально высокому числу погибших в 2015 году — 43 человека.

На перекрестках 3 года разделяют потоки людей и машин, чтобы пешеходов реже сбивали. Но стало только хуже
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

В мэрии явно недовольны результатами светофорной реформы.

Пресс-служба администрации Екатеринбурга:

— В результате введения пешеходных фаз увеличивалась загрузка перекрестков и время ожидания пешеходами разрешающего сигнала. Загрузка перекрестков в среднем увеличилась на 30%. Увеличение времени ожидания пешеходами разрешающего сигнала привело к увеличению количества нарушений ПДД со стороны пешеходов, например, участились переходы на запрещающий сигнал светофора при отсутствии поворачивающих транспортных потоков.

В ГИБДД по Екатеринбургу заявили, что установка дополнительных светофорных секций началась в городе только этим летом, поэтому делать выводы об эффективности этой меры пока рано. Что касается перекрестков с разделенными потоками, то уровень безопасности пешеходов на них, по мнению полицейских, стал выше.