Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Дилеры обнаглели с накрутками на новые машины!!» Это нормально, но как все-таки их наказать

23 сентября 2021, 13:13
Колонка
«Дилеры обнаглели с накрутками на новые машины!!» Это нормально, но как все-таки их наказать
Фото: архив 66.RU
Моя личка забита картинками прайс-листов с учетом «доп. опций» на новые автомобили: в масс-маркете к «авто в наличии» довешивают ненужного хлама на 500–800 тысяч рублей, в премиалке счет идет на миллионы. Единственный встречный вопрос: «А что такого?»

Из истории вопроса

Память у человечества короткая, конечно. Но есть те, кто помнят, как еще при цесаревиче Дмитрии, если ты хотел дефицитный Sandero I поколения, то должен был взять магнитолу и сигнализацию тысяч этак на 20–50.

В 2012-м вышел Duster I, и ставки выросли: за кроссовером выстроилась агонизирующая очередь, желающим пролезть без нее (или «только спросить») предлагали коврики, пороги и ветровики за 100 000 сверху.

Сегодня история повторяет себя на новом витке, только с корректировкой по действующему курсу твердых валют.

Как так вышло

К текущему дефициту привели две причины, которые суть одна.

Сначала, как мы помним, вся планета посидела в карантине с целью дальнейшего недопущения распространения. Пользу и эффективность этой меры (после последовавших двух волн) оценить трудно, но точно можно сказать о побочных эффектах. Например, вся мировая экономика немножко сломалась.

Те же автозаводы простаивали несколько месяцев, за которые сформировался мощный отложенный спрос — осенью'20 мы увидели первый ажиотаж на рынке новых (а потом и подержанных) автомобилей.

Следом проявилась вторая причина, связанная с первой: за время сидения в карантине люди напокупали телевизоров, приставок и прочей электроники, а заводы по производству чипов тоже не стояли открытыми.

В итоге в мире кончились полупроводники, и автозаводы встали по второму кругу уже из-за нехватки комплектующих.

Машин выпускается мало, до дилеров доезжают не все. А те, что доезжают, получают прибавку к ценнику, потому что — а куда ты вообще денешься?

Почему это нормально

Раз машин мало (а то и нет, и еще долго не будет), баланс спроса и предложения ушел к отметке «Дефицит», а где дефицит — там оверпрайс — или «драть три шкуры», если по-русски. Оставлю за скобками эмоциональную оценку происходящего, просто вот так, детишки, работает капитализм.

Рыночек сам себя вполне сносно регулирует.

Когда уродилось много сахара, его отдают за бесценок. Когда не уродилась греча, ее отдают втридорога. Виноград из Аргентины дорогой, потому что Аргентина далеко. Но когда в Аргентине винограда наросло — хоть выбрасывай, он вдруг становится дешевле молдавского.

Вот и в автомобильной индустрии случился неурожай.

Ругаться здесь на жадных дилеров надо в последнюю очередь. У них низкомаржинальный высокорисковый бизнес с неясным (теперь) горизонтом планирования, вот они и защищают себя, как умеют.

Ругать в данном случае надо тех, кто оставил планету без полупроводников с установкой «А давайте посидим дома».

Что с этим делать

Жаловаться в ФАС и «Спортлото», наверное, бесполезно (хотя в нашей стране после Прямых линий и не такой популизм случался). Но можно не играть по навязанным правилам. Давайте начистоту: автомобиль — предмет необходимости, но не первой и даже не пятой. Бывают, конечно, исключения вида «Я затоталил свою машину об столб, и мне не на чем возить четверых детей в кружки и секции», но обычно все не так критично.

То есть можно потерпеть.

В этом смыслов больше одного. Во-первых, накажете жадин. Во-вторых, не будете лопухом. Ведь тот, кто ведется на ажиотаж и ломится скупать что-то на пике, — заведомо в проигравшем положении без малейшей выгоды на выходе, только с переплатой. Тут надо действовать, как в той мудрости: посидеть на берегу и дождаться трупа врага.

Или скидки на интересующую модель из наличия живыми деньгами.

Да, кстати. В сытые (и просто стабильные) годы мы все требовали у дилера скидку (хотя их бизнес-модель не всегда предполагает такую возможность). И, радостные, уходили с экономией ₽200–500 тысяч.

Когда те же ₽500 000 попросили доплатить, все страшно возбудились. А ведь это просто качания маятника в разные стороны одного и того же рынка.