Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Россия скатилась на обочину мировой автомобилизации. Наглядные примеры

20 сентября 2021, 10:01
Колонка
Россия скатилась на обочину мировой автомобилизации. Наглядные примеры
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Это я сейчас даже не про электрификацию, которая ждет весь цивилизованный мир (хочет он того или нет). Я в принципе про богатство и разнообразие моделей, которого россияне оказались лишены после 2014 года.

Добрый день. Меня зовут Кирилл, мне 33, с пятилетнего возраста я фанатею с машин. И мне физически больно ходить по европейским улицам. Даже если речь идет о сравнительно (не с нами) бедной Восточной Европе.

Я немного профессионально занимаюсь автомобилями и в чистых цифрах, статистически, знаю, какую катастрофу пережил российский авторынок после 2014 года. Например, импорт снизился кратно — с, допустим, 1,076 млн шт. в 2012 году до 243,2 тыс. машин в 2020-м. Экономика процесса стала такой, что более-менее прибыльны и перспективны только локальные модели локальной сборки. Которые зачастую не имеют ничего общего с приличными автомобилями под тем же шильдиком, но пропиской в ЕС.

Далее. От нас ушли частично или полностью SEAT, SsangYong, Ford, Chevrolet и Opel, скоро официально уйдет и без того еле живая Honda. Если говорить не про бренды в целом, а про отдельные модели, то они уходят каждый год вообще десятками: 23 модели в 2020-м, 13 — в 2019-м. На живых примерах: в российской гамме Nissan сейчас осталось только 5 моделей, в немецкой их 10.

С российского рынка вымыты целые сегменты автомобилей — начиная от экзотических кабриолетов, заканчивая минивэнами, доля которых колебалась от 1,9% в 2012 до рекордных 3,5% в 2014, а теперь скатилась до 2,7% (по итогам первого полугодия 2021). И эта сравнительно высокая цифра не должна вводить в заблуждение: она держится в основном на Lada Largus, продажи которого составляют 35% всего сегмента. Убери «Ларгус» — минивэнов не останется.

А Lada Largus, в свою очередь, — это Logan MCV первого поколения из середины нулевых, дериват легендарной (и почти повсеместно отжившей свое) платформы B0.

И он такой не один: сразу 7 машин из актуального топ-25 по продажам — это вариации платформы B0 разной степени модернизированности. От оригинального Sandero на B0 и его близнеца из Тольятти — Xray — до Arkana и Kaptur, что из той же оперы: глубоко замаскированный, подретушированный и напомаженный «бэ-ноль», из-под косметики которого торчат уши дедушки-«Логана».

Еще одна машина из актуального российского топ-25 — старушка Niva, которая в том возрасте, когда уже задумываешься о собесе, регистрации на «Одноклассниках» и чтении мануалов по закручиванию банок с заготовками. Она устарела еще при Черненко, но переживет, кажется, даже Путина (и Аллу Пугачеву).

Также в топ-25 мы найдем «Гранту» с «восьмерочными» корнями и много другого прижизненного ретро.

В общем, тот факт, что российский рынок превратился в убожество и собрание сплошного «позавчера», я в цифрах знал давно. Но сейчас увидел живые подтверждения, и мне больно. По улицам беднейших европейских городов ныне ходишь, аки по музею:

  • О! «Лянча»!
  • Смотри, смотри — «Альфа»!
  • Оп, какая крутая «Шкода Скала», а не наш «Рапид» конструкции 2006 года.
  • Ой, а «Рено», оказывается, вон какую красоту выпускает.
  • Черт подери, «СЕАТ» живее всех живых!
  • Хм, а Hyundai умеет не только в «Крету», но и приличные кроссоверы.

И так далее. Наверное, что-то подобное чувствовал советский гражданин, впервые оказавшийся в капстранах с их продуктовым разнообразием и плюрализмом мнений после родных и дефицитных АЗЛК и «ИЖа».

Давайте прогуляемся среди этого великолепия разнообразия вместе.

Citroen C4 Cactus я впервые увидел на подмостках Женевского автосалона-2014 — последнего, который представлял для российского автомобилиста хоть какой-то интерес. Хотя большинство интересных экспонатов до нас так и не доехали — тот же С4 Cactus. Передовая модель — уже тогда на боковинах у него были «Поп-иты» (или «симплы-димплы» — я в них путаюсь).

Фото: 66.RU

Есть встроенный поп-ит и у нового Citroen C3 — чистопородной модели европейского В-класса, которого мы лишены напрочь. Ввезти за твердую валюту и продать в России машину такого размера нереально, вот их и не везут — кушайте KIA Rio X.

Фото: 66.RU

Аналогично с новой «Фиестой». Уже прошлая была ляля-ляля, а эта еще раздалась в габаритах и стала (кажется) ощутимо просторнее. Если Ford не запорол образцовую рулежку, то я очень жалею об ее отсутствии в России.

Фото: 66.RU

Чего не могу сказать про другие «Форды», появившиеся уже после ухода марки с российского рынка. Четвертый «кредитофокус» выглядит самоповтором и самопародией: раздавшийся по всем направлениям «третий», забивший на безглютеновую диету и спортзал.

Фото: 66.RU

Дальше — хуже. Третья Kuga полностью растеряла вторичные половые признаки кроссовера и похожа на еще более разжиревший «Фокус».

Фото: 66.RU

Но совсем тошно смотреть на возрожденную «Пуму». Неповторимый оригинал из поздних девяностых, напомню, выглядел вот так:

Фото: фирмы-производителя

Поджарое, смелое, оригинальное купе для небогатой молодежи — я до сих пор облизываюсь на нее (и на старшего брата-Cougar). А теперь нам (не нам, ха-ха) предлагают какого-то генно-модифицированного бастарда-трансгендера, еще зачем-то с Базедовой болезнью.

Фото: 66.RU

Зато все в порядке с дизайном у французов — тут полная стабильность и штиль. Смотрите, какой милашка Clio после фейслифта:

Фото: 66.RU

А потом сравните с тем, какие хэтчи В-класса вы видите под брендом Renault в России. Хотя и тут со временем будет не все безнадежно — третье поколение Logan (и Sandero с той же «мордой») вживую — пушка.

Фото: 66.RU

Все, из них окончательно выветрили дух благотворительной столовой: Logan больше не «что бог послал — тому и рады», а европейский малолитражный автомобиль с приличным дизайном и оснащением. Одно жаль: темпы превращения бюджетных европейских моделей Dacia в российские Renault слишком неспешны. Duster, который до нас доехал только в этом году, по всему миру катается с 2018-го… Как бы с третьим поколением Logan/Sandero не вышло так же.

Фото: 66.RU

Ни в каком виде до нас не доедет актуальный Megane, черты которого натянули на «Аркану» (затрудняюсь назвать это равноценной заменой).

Фото: 66.RU

«Аркана», кстати, с этого года продается и в ЕС, но это другая модель на других агрегатах. Дизайн и габариты с нашей совпадают один в один, а вот техника разная. Начиная хотя бы с того, что их Arkana — гибрид, а у нашей на вершине линейки силовых агрегатов — пусть и современный 1,3 турбо, но все же не такой навороченный, как гибридная установка. Ценники, кстати, отличаются соразмерно: их передовая Arkana-гибрид стартует с отметки ~2,7 млн рублей, нашу в этих пределах можно взять два раза.

Фото: скрин 66.RU

Ни в каком виде нам не стоит ждать в России и крошку-Yaris от Toyota, которая официально последний раз была на нашем рынке в конце «нулевых». Жалеть не стоит: если этот рестайл 3-го поколения едет так же, как дорестайл, то это та еще помойка, особенно с вариатором. В этом размере хорошо делают только Ford, французы и VAG. Впрочем, во всех других тоже.

Фото: 66.RU

Кстати, про VAG. В искусстве создания одинаковых сосисок разного размера они переплюнули сами себя. Европейская гамма кроссоверов Volkswagen включает в себя (загибаем пальцы):

  • Taigo
  • T-Cross
  • T-Roc (на фото)
  • T-Roc Cabriolet
  • Tiguan
  • Tiguan Allspace
  • Touareg

Запутаться легко, разница — реально, если только в размерах. Зато впечатляет размах сосискоштамповочного производства. Сравните с российской линейкой, где только Taos, Tiguan, Teramont и Touareg: модельная гамма SUV почти вдвое меньше!

Фото: 66.RU

Купеобразный T-Roc, кстати, вживую вполне ничего. Еще интереснее версия с открытым верхом, но вживую она мне не попадалась.

Фото: 66.RU

Их собратья по концерну тоже штампуют SUV для разных рынков, а нам достались только Karoq и Kodiaq. В Старом же Свете у «Шкоды» есть еще электрический кроссовер ENYAQ EV и компактный кроссовер Kamiq (на фото). Последний существует сугубо в моноприводном варианте и с балкой вместо нормальной задней подвески. Видел их рядом с другой пятидверкой — Scala — и не понял особой разницы: Scala лишь чуть ниже, а выглядит, пожалуй, даже агрессивнее.

Фото: 66.RU

Продолжает штамповку сосисок другая «дочка» VW — SEAT, которого мы не видели аккурат с 2014-го. В их линейке есть не только эмоциональные «Леоны» и «Ибицы», но и копия «Шкоды Карок» — Ateca. Если смотреть на боковину, то один в один — такое ощущение, что авторы вообще не морочились, разного у Ateca и Karoq — нос, корма и детали интерьера. Но ради разнообразия в потоке — почему бы и нет, смотрится интересно.

Фото: 66.RU

Ну, и чтоб закрыть с VAG'ом — Audi Q2, который до нас не доехал по не совсем понятным соображениям.

Фото: 66.RU

Может, потому, что у всего есть предел — даже у компактности. И потому премиальный кроссовер длиной 4,19 м (на три дециметра короче Q3) вряд ли заинтересует российскую публику с деньгами.

Фото: 66.RU

А вот Honda HR-V второго поколения свою аудиторию бы здесь явно нашла. Во-первых, сильна память и народная любовь к оригинальному HR-V, который еще в 90-е открыл россиянам такое понятие, как SUV. Во-вторых, на рынках, где она присутствует, HR-V II дешевле знакомого нам СR-V процентов на 30–40. Сохрани Honda такое соотношение на нашем рынке, HR-V вполне мог бы побороться ну не с «Кретой», конечно, но с Karoq и подобными — точно. Глядишь, и не пришлось бы после 2022 уходить с нашего рынка…

Фото: 66.RU

Не светит уход сверхуспешным «корейцам» — KIA и Hyundai. Потому что предлагают дешевую дешевизну, а россиянам того и надо. «Соляриса» любят таксопарки, за «Кретой» стоят в очередь простые люди из народа. Которым невдомек, что вместо прадедушкиных атмосферников под капотом кроссоверов могут быть эффективные и современные гибридные установки. Как у кроссовера Kona, например.

Фото: 66.RU

В общем, что сказать-то хотел. За последние 5 лет я написал что-то вроде 9 или 10 обзоров «Лады Иксрей» — просто потому, что на российском рынке больше ничего особо не происходило. «Первая встреча с Xray», «Не первая встреча с Xray», «Сравнение Xray с Sandero», «Оценка первых апдейтов». «Xray с «роботом» и «вариатором». «Xray Cross и не Cross».

…А параллельно где-то в этом мире сменили поколения Focus и Fiesta, Astra и Kuga, C3 и 508; Volkswagen наштамповал полдюжины кроссоверов, а Honda завоевала китайский рынок; Skoda вошла в электрическую эру, Citroen — в лакшери-сегмент, Hyundai покорили Северную Петлю «Нюрбургринга», Карлос Гон бежал из Японии в Ливан в кофре контрабаса, а PSA Peugeot-Citroen превратился в Stellantis.

Мир успел провернуться несколько раз, пока я обозревал актуальные новинки (Lada Xray) «специально для России» — и с бешеной скоростью вращается дальше, пока мы ждем Lada Xray с новой медиасистемой. В этом томительном ожидании я бреду среди невиданных форм, диковинных цветов и неизведанных технологий по парковке приморского города и ощущаю свою оторванность от другой части моего же континента. С противоположного берега Черного моря ветер доносит запах Особого пути.