Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

России грозит новый топливный кризис. Прогноз Счетной палаты

17 марта 2021, 08:11
России грозит новый топливный кризис. Прогноз Счетной палаты
Фото: архив 66.RU
Правительство РФ уже приняло несколько мер для стабилизации ситуации. Но проблема в том, что они могут помешать утверждению в срок генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2035 года.

Бензиновый кризис 2018 года может вновь повториться в России. Тогда правительству пришлось заморозить цены на топливо. Такой вывод в своем отчете за 2020 год сделала Счетная палата РФ.

«К укрупненным проблемным областям проверок относятся следующие факторы. Рост цен на топливо в мае 2018 года потребовал принятия правительством РФ экстренных мер. В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности», — говорится в отчете ведомства, который цитирует РИА «Новости».

Прошлый кризис начался в марте 2018 года. В то время на Дальнем Востоке цена за литр бензина достигала 100 рублей у перекупщиков. Президент России Владимир Путин заявлял, что это является результатом «неточного урегулирования в сфере энергетики». В итоге правительство России договорилось с крупными нефтеперерабатывающими компаниями и цены на топливо заморозили.

В начале 2021 года стоимость нефти снова выросла. Правительство уже рекомендовало увеличить загрузку нефтеперерабатывающих заводов для удовлетворения растущего спроса. Стабилизации ситуации, по мнению чиновников, также поспособствует решение увеличить минимальный уровень продажи топлива на бирже и корректировка демпфирующего (смягчающего ситуацию) механизма, минимизирующего эффект от колебания мировых цен на нефть на стоимость бензина в России. По данным Минэнерго, благодаря этому цены на АЗС в прошлом году держались в рамках инфляции. В частности, розничная цена Аи-92 выросла за этот период на 2,2-2,5% при инфляции 4,9%.

С марта этого года также повышен норматив продаж нефтепродуктов на бирже: бензина до 11% от месячного объема производства, дизельного топлива — до 7,5% и сжиженных углеводородных газов — также до 7,5%.

Сейчас Минэнерго и Минфин занимаются корректировкой демпфирующего механизма в сторону его увеличения. По словам вице-премьера Александра Новака, нововведения могут вступить в силу с 1 мая. Источник РИА «Новости» сообщал, что в 2021 году может быть скорректирован демпфер только по бензину, по дизельному топливу — в 2022 году.

При этом принятые меры, по мнению Счетной палаты, могут помешать утверждению в срок генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2035 года. Соответствующее обращение правительство РФ уже получило. В нем Счетная палата рекомендовала «поручить Минэнерго совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и нефтяными компаниями обеспечить работу по подготовке, согласованию и утверждению генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2035 года». Вопрос о рассмотрении генеральной схемы уже внесли в план заседания правительства 22 апреля.