Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Илон Маск — богатейший человек на планете, Tesla — рекордсмен по росту. Электромобили уже всех победили?

13 января 2021, 12:20
Колонка
Илон Маск — богатейший человек на планете, Tesla — рекордсмен по росту. Электромобили уже всех победили?
Фото: архив 66.RU
Конечно, нет. Об электромобилях по-прежнему больше говорят, чем их покупают.

«Илон Маск — красавчик?»

Для Tesla год был рекордный: рост производства на 46,2%, общий тираж — свыше полумиллиона штук. Это очень хороший показатель для нишевого премиального производителя. Но до мирового господства придется еще поработать — на пьедестале лучших все те же компании и примерно на тех же местах. Tesla из них — только 39-я.

Если сузиться только до премиальных производителей, включая нишевых, то Tesla по тиражам обходит если только Porsche, которые всего на 3% отстали от своего рекорда 2019 года.

И в своей нише Tesla хороша, спору нет. Но даже у себя на родине — в Штатах — ни одна их модель до сих пор не вошла и в топ-25 самых продаваемых автомобилей. В этом рейтинге по-прежнему сплошь пикапы и внедорожники.

Но ведь продажи электромобилей реально растут?

Реально растут. Но тут бескрайнее поле передергиваний. У маркетологов и фанатиков есть очень гаденький манипулятивный прием: все успехи они обозначают абстрактными процентами роста. Плюс очень часто кивают на Норвегию как на лидера по темпам электрификации.

Тут надо держать в уме два момента:

  1. Процентный прирост продаж электромобилей еще долго будет двух- и трехзначным — это называется «эффект низкой базы», когда любой рост от около нуля — многократный. Смотреть надо штуки — чистый объем продаж.
  2. Норвегия — не показатель вообще ничего, потому что даже по европейским меркам это ничтожный в объемах рынок.

В пользу последнего говорит тот факт, что все продажи в Норвегии в 2020 — это 156 232 шт.

Для сравнения:

  • Франция: 1 650 197 шт.
  • Германия: 2 881 022 шт.
  • И даже Чехия — 182 648 шт.

Что касается внушительных процентов прироста, то Renault — лидеры по продажам «электричек» в Европе — говорят о скачке на 101,4%, Volkswagen бравирует цифрой +197%, Audi — +79,5%. А в абсолютных штуках?

  • у Renault электромобили — это 115 888 шт. из 1,78 млн шт. в целом
  • у Volkswagen электромобили — это 134 000 шт. из 5,73 млн шт.
  • у Audi продажи «электричек» составили 3% общего объема — 47 324 шт. из 1,69 млн шт.

А какие авто реально популярны?

Те же, что и всегда: в Новом Свете (см. выше) — огромные прожорливые пикапы, в Старом Свете — маленькие экономичные машинки с большим запасом хода и высокой ликвидностью. Для сравнения держим в уме рекордные цифры продаж Renault ZOE («best-selling electric car», по заявлению Renault) — 100 657 шт. на всю Европу.

Но ведь все скоро изменится!

Возможно. Суммарные продажи легковых автомобилей в мире в 2020 — 88,9 млн штук. Электрических (по оценке Bloomberg NEF) — 1,7 млн шт.

По оценке все того же Bloomberg NEF, электромобили сейчас составляют 8% от общего автопарка планеты в 1,2 миллиарда* ТС. Но эта доля должна вырасти до 31% — к 2040 году.

Очень удобный прогноз — точь-в-точь как в притче про Ходжу Насреддина и Осла с падишахом.

Upd

Прошу прощения за неточность в переводе. 8% — это не актуальная доля электромобилей, а прогноз на 2030, когда общий автопарк планеты достигнет 1,4 млрд.шт. По 2020 доля электромобилей — порядка 1%.