Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Горадминистрация собирается расширить старинный мост на Малышева с двух полос до пяти. Как это сделают?

7 декабря 2020, 16:06
Мост на Малышева – объект культурного наследия, поэтому разобрать его и построить новый (как в случае с Макаровским мостом) не получится. Пока у мэрии нет четкого плана, как расширить сооружение и пробить в нем пешеходный переход, и даже нет уверенности, что это можно сделать. Но чиновники ориентируются на опыт Вологды и Санкт-Петербурга, где проводили подобные работы.


В Екатеринбурге собираются расширить до пяти полос самый старый в городе Каменный мост на улице Малышева, а под ним сделать пешеходный переход через реку Исеть. Сейчас он двухполосный. Начальная стоимость научно-исследовательских и проектно-изыскательных работ – 11 млн 982 тыс. рублей. Корреспондент 66.RU подробно ознакомился с проектной документацией, пообщался с экспертами и рассказывает, как это сделают и с чем могут возникнуть проблемы.

В самой мэрии пока не знают, как проведут капремонт и навредит ли он объекту. «Мы для того и объявили аукцион, чтобы проектированием и тем, как нужно будет действовать при расширении моста, занялась профильная организация. Заявляться на него смогут только те, кто имеет спецдопуски к объектам культурного наследия. Действовать фирмы должны в рамках ФЗ № 77. Главная задача – за счет имеющихся возможностей исключить узкое горло по ширине моста. Конкретных предложений мы ждем от проектной организации. Если бы мы сами знали, как действовать в таких случаях, мы бы тогда сами и запроектировали этот мост», – уточнила в беседе с корреспондентом 66.RU глава комитета по благоустройству мэрии Тамара Благодаткова.

Тем не менее в документах, опубликованных на сайте госзакупок для потенциального исполнителя контракта, уже приведены два примера, как можно отреставрировать мост, являющийся объектом культурного наследия. В Вологде в 2018 году реставрировали Каменный мост за 20,9 млн рублей – единственное сохранившееся в Вологде инженерное сооружение конца XVIII века, в основании которого лежит тесаный белый камень времен Ивана Грозного. Выиграла аукцион московская фирма «Коэнергия». Рабочие усилили свод моста, отреставрировали кладку, фасады, проведен капитальный ремонт фундаментов, сводов арок, проезда. Кирпичные стены по обе стороны моста убрали, открыв вид на Золотуху, установили кованое ограждение, которое было в этом месте раньше.

Так выглядит мост в Вологде

В Санкт-Петербурге расширяют Кронверкский мост. Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на эти работы в августе 2020 года. Рабочие установили дополнительные балки опор дощатой заборной стенки, а сверху заменили поперечный и продольный настилы. Так в городе сохранили объект культурного наследия и расширили проезжую часть.

Корреспондент 66.RU связался с компанией «Уралдортехнологии», зачастую получающей контракты на ремонт дорог и входящей в топ-7 областных компаний – «дорожных королей госзаказа». Представитель Елена Трофимова в беседе с журналистом 66.RU сказала, что на все необходимые исследования Каменного моста в Екатеринбурге может уйти как минимум до полугода.

«Нужно понять, какую нагрузку выдерживает мост, как минимизировать воздействие на его культурно-историческую часть и вообще, насколько расширение полос будет вписываться в этот проект, а также сочетаться и вписываться в благоустроенную часть города, с которой соединяется мост», – считает она.

Так выглядит Кронверкский мост

Большей проблемой, по словам эксперта, станет организация под мостом пешеходного перехода. Подземный пешеходный переход должен быть шириной 4 метра и проходить под одной улицей или под двумя ж/д путями площадью от 360 до 560 кв. м, 93 (кв. м): «Нужно обеспечить необходимые габариты и пропускную способность перехода. А этим заниматься сложнее, чем проезжей частью».

В Екатеринбургском Центре по охране и использованию исторического и культурного наследия уточнили, что при реконструкции таких мостов «предметы охраны не трогают». «Но тут предусмотрен еще пешеходный переход, а это специальный вид работ – приспособление объектов культурного наследия», – уточнил директор МКУ Леонид Генин.

Начальник отдела правовой и организационной работы Управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области Евгения Игнатова рассказала, что на данном этапе работ в управление никаких обращений по реставрации моста не поступало.

«Это контракт на проектно-изыскательские работы — это не работы, на основании ПИР будет проводиться проектирование. Это совершенно не означает, что после этого идея с реконструкцией будет реализована. Пусть проводят конкурс, там посмотрим, будет ли идея жизнеспособной», — сказала специалист.

При этом она уточнила, что фирма, выигравшая контракт, должна будет действовать четко в соответствии с ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», где прописаны четкие планы работы с такими объектами.